Владимир Щербаков передал контроль над «Автотором» сыну

Это далеко не первый случай передачи крупных активов наследникам
Владимир Щербаков (на фото) уступил контроль над калининградским «Автотор холдингом» своему сыну Сергею/ М. Стулов/ Ведомости

25 апреля 2016 г. владельцем материнской компании «Автотора» – ООО «Автотор холдинг» с долей 99,98% стала люксембургская Automotive Development Holding, свидетельствуют данные ЕГРЮЛ. Эта компания была учреждена 21 декабря 2015 г. Ее единственный акционер – гонконгская Automotive Development Group Limited (учреждена 25 февраля 2016 г.), которая полностью принадлежит Сергею Щербакову, говорится в документах этих компаний. Прежде бенефициары «Автотор холдинга» не раскрывались.

От отца к сыну

После того как в 2014 г. братья Ротенберги подпали под санкции, они передали часть активов сыновьям. Сын Аркадия Ротенберга Игорь получил акции «Мостотреста», «Газпром бурения» и «ТПС недвижимости». Старший сын Бориса Ротенберга Роман выкупил у дяди, отца и Геннадия Тимченко контроль в финской Arena Events, владеющей 49% хоккейного клуба Jokerit.
В прошлом году стало известно, что владелец группы «Рольф» Сергей Петров передал бизнес младшему сыну Александру, а Михаил Гуцериев передал часть нефтяного бизнеса сыну Саиду. Тот стал владельцем 20% кипрской Doneler Finance, контролирующей семейную компанию «Нефтиса», в которую Гуцериев-старший перевел часть активов «Русснефти».
В 2015 г. сын Сулеймана Керимова Саид стал совладельцем Polyus Gold International и впоследствии выкупил все акции у миноритариев компании.

В отчетности гонконгской компании отмечено, что Сергей Щербаков проживает в швейцарском Колоньи – элитном пригороде Женевы. В интервью «Ведомостям» в 2012 г. Владимир Щербаков рассказывал, что его единственный наследник – сын, который постоянно проживает в Женеве.

Смену владельца «Автотор холдинга» Владимир Щербаков и представитель компании комментировать не стали.

Щербаков-старший основал и возглавил «Автотор» в Калининградской области в 1996 г. До этого он работал заместителем председателя правительства СССР и председателем Госкомтруда СССР. Компания начинала с выпуска Kia, сегодня помимо этого бренда собирает автомобили Hyundai, BMW и Tata Daewoo. План производства на 2016 г. – 92 000 машин (на уровне прошлого года). В 2015 г. предприятие потеряло заказы GM, которая свернула производство в России, и сейчас ищет новых партнеров.

На рынке Владимира Щербакова по-прежнему считают основным владельцем «Автотора», говорят сотрудники трех автопроизводителей. В интервью «Ведомостям» в 2012 г. он пояснял, что является крупнейшим российским акционером производственных активов группы. Консолидированные финансовые результаты «Автотор» не раскрывает. Выручка от автопрома «существенно» больше половины общих доходов группы, в 2012 г., например, выпуск автомобилей мог принести группе 5,5–6 млрд евро, рассказывал Щербаков.

Почему Щербаков решил передать долю сыну, участники рынка предположить не могут. Ему только 66 лет, отмечают сотрудники двух автоконцернов. «Почти 48 лет я участвую в разной роли в строительстве и организации работы заводов. Это было нелегко в советское время. Сейчас – тем более. Но я живу этой работой, и такая жизнь мне, как говорит внук, в кайф. Другой жизни просто не знаю. Если уйти из бизнеса, то что дальше делать?» – говорил Щербаков в 2015 г. в интервью РБК.

ГК «Автотор»

Основное направление деятельности – контрактная сборка автомобилей.
Выручка (2014 г., данные Forbes) – 203,7 млрд руб.
Производство – 92 200 автомобилей.

Возможно, Владимир Щербаков передал долю сыну, думая заняться политикой, ведь наличие собственного бизнеса этому может помешать, рассуждает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Идти в Государственную и областную думы, Совет Федерации Щербаков не планирует, уверяет представитель «Автотор холдинга». В целом на деятельность группы «Автотор» смена владельца вряд ли повлияет, ведь контроль остается у семьи Щербаковых, отмечает Беспалов.