«АвтоВАЗ» возвращается к четырехдневной рабочей неделе

Режим неполного рабочего времени продлится с 17 октября 2016 года по 19 февраля 2017 года
«АвтоВАЗ» второй раз за год вводит режим неполного рабочего времени/ Д. Абрамов / Ведомости

«АвтоВАЗ» с 17 октября по 19 февраля 2017 г. вводит неполную, четырехдневную неделю, рассказали руководитель профсоюзной организации завода Сергей Зайцев и представитель компании. Это делается для сохранения численности (около 43 000 человек) на фоне снизившегося спроса на основном для «АвтоВАЗа» – российском автомобильном рынке, поясняет представитель.

По итогам семи месяцев продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России упали на 14,4% до 781 605 шт., продажи Lada – на 10% до 146 107 шт., по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). За полгода «АвтоВАЗ» выпустил 200 424 автомобиля Lada, Renault, Nissan и Datsun, по итогам года выпуск может составить 416 000 автомобилей всех брендов (в 2015 г. – 422 283 шт.).

Грузовики продаются лучше

По итогам семи месяцев производство легковых автомобилей в России упало на 18,1% (год к году) до 611 000 шт., автобусов – на 0,8% до 19 100 шт., а выпуск грузовых машин, включая шасси, напротив, вырос на 6,2% до 70 400 шт., гласят данные Росстата.

«АвтоВАЗ» 15 августа вышел из корпоративного отпуска и сейчас работает пять дней в неделю. Так же работает и ижевский автозавод группы «АвтоВАЗ», но его график в октябре не изменится – из-за высокого спроса на производимую в Ижевске Lada Vesta, добавил представитель. Продажи этого седана начались осенью 2015 г. По итогам июля и семи месяцев модель находится на четвертом месте среди автомобилей, продаваемых в России, следует из данных АЕБ.

Законодательство позволяет вводить режим неполного рабочего времени вплоть до шести месяцев. Именно так «АвтоВАЗ» поступил в начале 2016 г. – предприятие работало в режиме четырехдневной рабочей недели с 15 февраля. На этот раз срок меньше (четыре месяца) из-за ожидаемой в 2017 г. стабилизации российского автомобильного рынка, поясняет представитель «АвтоВАЗа».

Министр труда и соцзащиты Максим Топилин говорил в августе, что «АвтоВАЗ» может попросить дополнительные субсидии для организации временных работ и обучения во внерабочие дни. В этом году на эти цели предприятие получило около 184 млн руб. – в рамках программы, финансируемой из регионального и федерального бюджетов. «Заявка на корректировку программы Самарской области, предусматривающей дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда, поступила в Минтруд России, – сказал его представитель. – В настоящее время сумма потребности в финансировании программы уточняется региональными властями».

Представители министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области, правительства Самарской области на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Помощь «АвтоВАЗу» нужна: в первом полугодии 2016 г. компания получила 27,2 млрд руб. чистого убытка по МСФО (рост почти в 8 раз) при выручке 87,1 млрд руб. (минус 5%).

Режим неполного рабочего времени в условиях сократившегося рынка используют и другие автозаводы – например, «Камаз» (правда, на фоне роста рынка в последнее время работал пять дней в неделю), УАЗ (работает четыре дня в неделю). «Мы продолжаем работу в три смены, пять дней в неделю и планируем выпустить в этом году 200 000 автомобилей», – сказал во вторник Hyundai Motor Manufacturing Rus. Он напомнил, что с 1 августа предприятие начало серийное производство новой модели – кроссовера Hyundai Creta.