Статья опубликована в № 4263 от 15.02.2017 под заголовком: Французский Opel

General Motors продает Opel

Покупателем европейского бизнеса GM может стать французская PSA Group
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Французская PSA Group, выпускающая автомобили под брендами Peugeot, Citroen и DS, ведет переговоры с американской General Motors (GM) о возможной покупке ее европейского подразделения Opel (включая британский бренд Vauxhall). «Мы подтверждаем, что рассматриваем различные стратегические возможности с GM с целью повышения нашей рентабельности и операционной эффективности, включая потенциальное поглощение Opel», – заявила представитель PSA. Она напомнила, что у компаний уже есть ряд совместных проектов, например выпуск кроссоверов во Франции и Испании. Представитель GM сказал WSJ, что компания обсуждает возможное углубление связей с GM, но не предоставил никаких подробностей. Акции PSA выросли во вторник почти на 5%, капитализация достигла 16,3 млрд евро.

Opel, которым GM владеет почти 90 лет, перестал приносить прибыль в конце прошлого века – за полтора десятилетия его убытки составили $15 млрд, отмечает WSJ. За эти годы у GM сменилось несколько руководителей, и все они старались сохранить Opel в составе компании. Но теперь GM хочет продать Opel и выручить за него многомиллиардную сумму (поскольку перспективы подразделения улучшаются), пишет Bloomberg со ссылкой на свой источник в компании.

В 2012 г. GM заплатила около $400 млн за 7% в глубоко убыточной на тот момент PSA. Американская компания рассчитывала на экономию в логистике, совместной разработке и производстве автомобилей, рассказывал «Ведомостям» Дэн Акерсон, занимавший тогда пост президента GM. Но в декабре 2013 г. после объявления о том, что китайская Dongfeng станет совладельцем PSA, американский автоконцерн продал свои акции.

В 2013 г. GM объявила о трехлетнем плане инвестиций на 4 млрд евро ($5,2 млрд) в запуск новых моделей Opel. Согласно 10-летнему плану Drive 2022 к середине десятилетия Opel должен был вернуться к прибыльности. Но в прошлом году GM объявила, что сроки сдвигаются, ссылаясь на расходы, связанные с выходом Великобритании из ЕС. Европейский бизнес GM принес $257 млн убытков в 2016 г. (в 2015 г. убытки составили $813 млн).

В 2015 г. PSA удалось получить 1,2 млрд евро чистой прибыли против 555 млн евро убытка годом ранее и добиться операционной прибыли автомобильного подразделения в 5%. Финансовые результаты за прошлый год группа объявит 23 февраля.

PSA, купив европейский бизнес GM, может опередить Renault по продажам в Европе и выйти на второе место после группы Volkswagen (см. график) с 16% рынка.

Но аналитик Evercore ISI Джордж Гэлльерс предупреждает: «Покупка даст им [PSA] мощности в Германии, одной из самых дорогих стран для выпуска автомобилей, и приведет к избытку мощностей» (цитата по Bloomberg). Избыточными будут и мощности в России, где рынок сокращается с 2013 г., отмечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Российские представители GM и PSA не стали комментировать переговоры штаб-квартир.

У PSA в России есть 70%-ная доля в калужском автозаводе «ПСМА рус» (30% у японской Mitsubishi), где выпускаются седаны Peugeot 408, Citroen C4 и кроссовер Mitsubishi Outlander. Из-за сократившегося рынка предприятие недозагружено: при мощности в 125 000 машин в год в 2016 г. здесь было произведено около 17 500 автомобилей. Осенью 2016 г. исполнительный вице-президент PSA Group Кристоф Бержеран говорил «Ведомостям», что компания близка к возврату прибыльности бизнеса в регионе Евразия и после этого «ПСМА рус» перейдет с выпуска моделей одного типоразмера к нескольким.

Европейский бизнес GM включает в том числе законсервированный завод в Санкт-Петербурге проектной мощностью 98 000 машин в год и долю в паритетном СП «Джи эм – АвтоВАЗ» аналогичной мощности, где выпускается внедорожник Chevrolet Niva. Весной 2015 г. на фоне сокращающегося рынка (в 2013 г. упал на 5%, в 2014 г. – на 10,3%, по данным АЕБ) американский автоконцерн объявил, что с начала 2016 г. прекращает поставки в Россию всех Opel и массовых моделей Chevrolet и сконцентрируется на бренде Cadillac. Помимо консервации своего завода компания свернула контрактное производство на мощностях «Автотора» и группы ГАЗ.

Соглашение между PSA и GM может быть достигнуто в ближайшие недели, однако переговоры сложные и сделка может не состояться, пишет Bloomberg со ссылкой на источники. Так уже было в 2009 г., когда на 55% Opel претендовал консорциум Magna и Сбербанка. Сделка оценивалась в 500 млн евро, но в последний момент совет директоров GM пошел на попятную, ссылаясь на улучшение ситуации в бизнесе GM и важность Opel для автоконцерна. Соглашение с GM не предусматривало штрафа за отказ от сделки, но возможность принудить GM к выплате компенсации оставалась, говорил предправления Сбербанка Герман Греф. Спор был урегулирован, источник «Ведомостей», близкий к Сбербанку, рассказывал, что полученная компенсация от GM была «не символическая».

В подготовке статьи участвовал Алексей Невельский

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more