General Motors продает Opel

Покупателем европейского бизнеса GM может стать французская PSA Group
PSA Group может купить европейский бизнес General Motors, включая Opel/ А. Гордеев/ Ведомости

Французская PSA Group, выпускающая автомобили под брендами Peugeot, Citroen и DS, ведет переговоры с американской General Motors (GM) о возможной покупке ее европейского подразделения Opel (включая британский бренд Vauxhall). «Мы подтверждаем, что рассматриваем различные стратегические возможности с GM с целью повышения нашей рентабельности и операционной эффективности, включая потенциальное поглощение Opel», – заявила представитель PSA. Она напомнила, что у компаний уже есть ряд совместных проектов, например выпуск кроссоверов во Франции и Испании. Представитель GM сказал WSJ, что компания обсуждает возможное углубление связей с GM, но не предоставил никаких подробностей. Акции PSA выросли во вторник почти на 5%, капитализация достигла 16,3 млрд евро.

Opel, которым GM владеет почти 90 лет, перестал приносить прибыль в конце прошлого века – за полтора десятилетия его убытки составили $15 млрд, отмечает WSJ. За эти годы у GM сменилось несколько руководителей, и все они старались сохранить Opel в составе компании. Но теперь GM хочет продать Opel и выручить за него многомиллиардную сумму (поскольку перспективы подразделения улучшаются), пишет Bloomberg со ссылкой на свой источник в компании.

В 2012 г. GM заплатила около $400 млн за 7% в глубоко убыточной на тот момент PSA. Американская компания рассчитывала на экономию в логистике, совместной разработке и производстве автомобилей, рассказывал «Ведомостям» Дэн Акерсон, занимавший тогда пост президента GM. Но в декабре 2013 г. после объявления о том, что китайская Dongfeng станет совладельцем PSA, американский автоконцерн продал свои акции.

В 2013 г. GM объявила о трехлетнем плане инвестиций на 4 млрд евро ($5,2 млрд) в запуск новых моделей Opel. Согласно 10-летнему плану Drive 2022 к середине десятилетия Opel должен был вернуться к прибыльности. Но в прошлом году GM объявила, что сроки сдвигаются, ссылаясь на расходы, связанные с выходом Великобритании из ЕС. Европейский бизнес GM принес $257 млн убытков в 2016 г. (в 2015 г. убытки составили $813 млн).

В 2015 г. PSA удалось получить 1,2 млрд евро чистой прибыли против 555 млн евро убытка годом ранее и добиться операционной прибыли автомобильного подразделения в 5%. Финансовые результаты за прошлый год группа объявит 23 февраля.

PSA, купив европейский бизнес GM, может опередить Renault по продажам в Европе и выйти на второе место после группы Volkswagen (см. график) с 16% рынка.

Но аналитик Evercore ISI Джордж Гэлльерс предупреждает: «Покупка даст им [PSA] мощности в Германии, одной из самых дорогих стран для выпуска автомобилей, и приведет к избытку мощностей» (цитата по Bloomberg). Избыточными будут и мощности в России, где рынок сокращается с 2013 г., отмечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Российские представители GM и PSA не стали комментировать переговоры штаб-квартир.

У PSA в России есть 70%-ная доля в калужском автозаводе «ПСМА рус» (30% у японской Mitsubishi), где выпускаются седаны Peugeot 408, Citroen C4 и кроссовер Mitsubishi Outlander. Из-за сократившегося рынка предприятие недозагружено: при мощности в 125 000 машин в год в 2016 г. здесь было произведено около 17 500 автомобилей. Осенью 2016 г. исполнительный вице-президент PSA Group Кристоф Бержеран говорил «Ведомостям», что компания близка к возврату прибыльности бизнеса в регионе Евразия и после этого «ПСМА рус» перейдет с выпуска моделей одного типоразмера к нескольким.

Европейский бизнес GM включает в том числе законсервированный завод в Санкт-Петербурге проектной мощностью 98 000 машин в год и долю в паритетном СП «Джи эм – АвтоВАЗ» аналогичной мощности, где выпускается внедорожник Chevrolet Niva. Весной 2015 г. на фоне сокращающегося рынка (в 2013 г. упал на 5%, в 2014 г. – на 10,3%, по данным АЕБ) американский автоконцерн объявил, что с начала 2016 г. прекращает поставки в Россию всех Opel и массовых моделей Chevrolet и сконцентрируется на бренде Cadillac. Помимо консервации своего завода компания свернула контрактное производство на мощностях «Автотора» и группы ГАЗ.

Соглашение между PSA и GM может быть достигнуто в ближайшие недели, однако переговоры сложные и сделка может не состояться, пишет Bloomberg со ссылкой на источники. Так уже было в 2009 г., когда на 55% Opel претендовал консорциум Magna и Сбербанка. Сделка оценивалась в 500 млн евро, но в последний момент совет директоров GM пошел на попятную, ссылаясь на улучшение ситуации в бизнесе GM и важность Opel для автоконцерна. Соглашение с GM не предусматривало штрафа за отказ от сделки, но возможность принудить GM к выплате компенсации оставалась, говорил предправления Сбербанка Герман Греф. Спор был урегулирован, источник «Ведомостей», близкий к Сбербанку, рассказывал, что полученная компенсация от GM была «не символическая».

В подготовке статьи участвовал Алексей Невельский