Россияне потратили в 2018 году на новые автомобили рекордные 2,38 трлн рублей

За пять лет цены на них выросли в 1,5 раза, а продажи упали на треть
Цены на автомобили в последние годы росли, прежде всего, из-за ослабления рубля, считает «Автостат»/ Евгений Разумный / Ведомости

В 2018 г. в России было продано новых легковых автомобилей на 2,38 трлн руб. – более чем на 20% больше, чем годом ранее. Такова предварительная оценка «Автостата». Это новый рекорд, отмечает аналитическое агентство. Предыдущий – 2,37 трлн руб. – был установлен в 2013 г. Для сравнения: в 2012 г., когда в России было продано больше всего легковых автомобилей (2,76 млн шт. против ожидаемых 1,6–1,7 млн шт. в 2018-м), емкость рынка составляла 2,34 трлн руб.

Новый рекорд «Автостат» связывает с ростом средневзвешенной цены. По его данным, за последние пять лет (с начала 2014 г.) она выросла на 57%. При этом продажи машин в штуках за этот период упали на 36% с учетом восстановительного роста в 2017–2018 гг.

Средневзвешенная цена рассчитывается «Автостатом» на основе средних значений рекомендованных дистрибутором цен и объемов продаж по каждой модели с учетом модификаций (объем двигателя, привод, трансмиссия, кузов). Значение по итогам 2018 г. агентство не уточняет. Ранее «Автостат» сообщал, что по итогам 2017 г. средневзвешенная цена нового легкового автомобиля выросла на 2% до 1,33 млн руб. По итогам 10 месяцев 2018 г. она оказалась уже на уровне 1,42 млн руб. – на 7% больше, чем в январе – октябре 2017 г. Средняя стоимость иномарки тогда составила 1,64 млн руб., автомобиля российского бренда (Lada, УАЗ) – 623 000 руб. Среди марок, входящих в топ-35, больше всего за этот период (январь – октябрь 2018 г.) выросла средневзвешенная цена автомобилей Geely (на 43,2%), Peugeot (на 29,2%) и Infiniti (плюс 21,3%). У пяти марок (Skoda, Lifan, Volvo, Kia и Ford) рост средневзвешенных цен был в диапазоне 10–17%, у 21 бренда – менее 10%.

Цены на автомобили в последние годы росли, прежде всего, из-за ослабления рубля, считает «Автостат». За прошедшие четыре года рост стоимости автомобилей практически отыграл падение рубля по отношению к мировым валютам, отмечало агентство в декабре 2018 г.

Девальвация рубля – главная причина роста цен на машины, соглашается аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Часть автомобилей импортируется, а в машинах, выпускаемых в России, велика доля зарубежных комплектующих, напоминает он. Об этом говорит и директор в московском офисе BCG Артурс Смилкстиньш. Кроме того, сами автомобили становятся технологически все более сложными, соответственно, растет их себестоимость, продолжает Беспалов. Еще одна причина – изменение структуры продаж, отмечает он: «Растет популярность кроссоверов и внедорожников, которые дороже «обычных» моделей». В рост цен автопроизводители также включают свои опасения относительно дальнейшего развития рынка и экономической конъюнктуры в целом, говорит Смилкстиньш.

В 2019 г., по прогнозу «Автостата», рост цен на автомобили продолжится – главным образом из-за инфляции и увеличения НДС с января 2019 г. – с 18 до 20%. Рост будет в пределах 6–8% по итогам года, прогнозирует Беспалов. «Потолок роста цены будет нащупываться вручную автопроизводителями в зависимости от темпов восстановления рынка, экономической конъюнктуры рынка и их планов по удержанию или увеличению доли рынка», – замечает Смилкстиньш.