Беспилотные автомобили теряют доверие масс

Только 36% россиян готовы пользоваться автономным транспортом
Пользователи обычно с недоверием относятся ко всем революционным технологиям, не только к беспилотному транспорту / Яндекс

Уровень доверия к беспилотным авто в мире снизился с 64% в 2015 г. до 53% в 2020 г. Исследование проводилось в 13 странах с участием более 23 000 респондентов. Его результаты были представлены на форуме Urban Mobility 22 декабря.

Падение уровня готовности пользоваться беспилотным транспортом может быть связано с тем, что в 2015 г. при опросах люди говорили о чем-то далеком от реальности и отвечали легко, объясняет партнер Arthur D. Little Артем Малков.

Сегодня беспилотные авто используются во многих странах и в целом успешно. Однако даже единичные аварии с их участием широко освещаются СМИ. Хотя в целом беспилотный транспорт становится причиной ДТП гораздо реже обычного. Представители Минтранса РФ неоднократно приводили формулу «90–60–30», согласно которой использование беспилотных авто позволяет снизить количество ДТП на 90%, нагрузку на автодорогу – на 60%, а выбросы уменьшаются на 30%.

В России 36% респондентов ответили, что готовы пользоваться беспилотными машинами прямо сейчас. Примерно такой же уровень доверия к автопилотам наблюдается в Японии и Италии, свидетельствуют данные Arthur D. Little. Наивысший показатель готовности общества к автопилотам в Китае – 71%.

Больше всего россиян пугает угроза технического сбоя автопилота, это отметили 61% респондентов. На угрозу безопасности личных данных указало 30% опрошенных россиян.

Законопроект о «Платформе «Автодата» доработают к апрелю

Проектирование Российской федеральной навигационно-телематической платформы «Автодата» будет завершено до конца марта 2021 г., затем начнется создание инфраструктуры, заявил на Urban Mobility Forum президент некоммерческого партнерства «Глонасс» Александр Гурко. «Автодата» нужна для агрегации автомобильных данных и создания на их основе различных сервисов и услуг. Сегодня беспилотный автомобиль генерирует от 4 до 12 терабайт данных в день, это сводки о погоде, препятствиях на дороге, характеристиках дорожного покрытия и т. д. К 2025 г. объем такой информации в мире составит порядка 463 эксабайт. «Автодата» развивается в рамках дорожной карты «Автонет» при поддержке правительства в рамках Национальной технологической инициативы, отметил Гурко. Законопроект «О платформе «Автодата» будет доработан к апрелю, отметили в НП «Глонасс»: «Положения законопроекта станут более детализированными с учетом интересов всех заинтересованных сторон».

Беспилотник точно передает данные о том, куда он едет, и, соответственно, пассажир всегда будет на радаре, а информация о его перемещениях – у разработчика, поясняет Малков: «Во многом это опасение в наше время ложное, потому что местонахождение человека можно отследить через телефон».

Повысить уровень доверия может массовое появление беспилотных автомобилей на улицах, когда люди увидят и получат возможность протестировать беспилотники, заключает Малков.

В татарстанском городе Иннополис уже больше двух лет в тестовом режиме работает сервис роботакси «Яндекса», за время работы было совершено больше 12 000 поездок. Местные жители на собственном опыте знают, что беспилотный автомобиль – это безопасный и удобный способ перемещения по городу, что повышает и уровень доверия, заявили «Ведомостям» в «Яндексе»: «Текущий уровень технологии уже позволяет запускать полностью беспилотные сервисы в условиях небольших городов. Важно, чтобы вместе с развитием технологии происходили изменения в госрегулировании».

Пользователи обычно с недоверием относятся ко всем революционным технологиям, не только к беспилотному транспорту, говорит пресс-секретарь АНО «Платформа НТИ» Юрий Сушинов: «В рамках Национальной технологической инициативы ведется конкретная работа – создается нормативная база, в частности национальные стандарты, навигационно-телематическая платформа «Автодата». В России уже есть более 10 компаний, которые построили беспилотники и сейчас активно их тестируют».

Важно накопить опыт эксплуатации беспилотного автомобиля в реальных условиях русской зимы – когда снег, грязь, неработающие светофоры, отмечает Сушинов: «И конечно, к работе должны подключиться корпорации. Рисковать, инвестировать, искать решения, в которых эксплуатация беспилотника была бы выгоднее эксплуатации машины с водителем».

Беспилотные автомобили должны будут обмениваться информацией с другим транспортом и всей дорожной инфраструктурой, отмечает представитель рабочей группы «Автонет» Ярослав Федосеев: «Вопрос обработки и хранения этой информации будет регулировать разрабатываемый сейчас законопроект «О платформе «Автодата».