Продажи новых легковых автомобилей и LCV в первом полугодии выросли на 37%

Отсрочка индексации утильсбора и поддержка спроса помогли рынку
В России выросли продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей по итогам первого полугодия / Максим Стулов / Ведомости

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) 6 июля подвела итоги полугодовых продаж новых легковых и легких коммерческих (LCV, Light Commercial Vehicles) автомобилей в России. Так, в январе – июне 2021 г. было продано 870 749 автомобилей, что на 36,9% больше по сравнению с первым полугодием 2020 г. и на 5,1% – по сравнению с доковидным 2019 годом.

В июне рынок вырос на 28,7% к июню 2020 г. и на 9,8% к июню 2019 г., следует из презентации ассоциации к итогам продаж. Всего в прошлом месяце было продано 157 808 автомобилей.

По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Томаса Штэрцеля, которые приводятся в презентации ассоциации, первое полугодие 2021 г. показывает значительно лучшую динамику продаж по сравнению с 2020 г., что объясняется локдауном из-за распространения коронавируса в прошлом году. На рынке сохраняется превышение спроса над предложением. «Меры господдержки внесли значительный вклад в поддержание спроса. Отсрочка повышения утилизационного сбора также поддержала рынок и помогла замедлить рост цен на автомобили. Ситуация с COVID-19 ухудшается, но мы надеемся, что полного локдауна удастся избежать. Несмотря на сложности с поставкой полупроводников и повышение цен на металл, нам представляется, что удастся не допустить резкого падения продаж в 2021 г. и в ближайшие месяцы», – говорит он.

Основные меры господдержки продаж автомобилей в России – это программы льготного автокредитования и льготного лизинга автотранспортных средств. На них в этом году изначально было выделено 8,87 млрд и 3,84 млрд руб. соответственно. Сейчас эти деньги израсходованы и программы приостановлены. Глава Минпромторга Денис Мантуров обещал, что на льготные автокредиты будет добавлено еще 5 млрд руб., их выделение возможно не ранее августа. По его оценкам, это поможет продать около 50 000 автомобилей.

Утильсбор в России существует с 2012 г. и за это время повышался уже трижды. Минпромторг планировал его очередную индексацию с января 2021 г. Сбор состоит из базовой ставки и коэффициента, на который она умножается. Величина коэффициента зависит от объема двигателя и возраста транспортного средства. Обычно правительство при повышении утильсбора меняло именно коэффициенты, но в этом году собиралось повысить базовую ставку – на 25% на легковые и грузовые автомобили до 25 000 и 187 500 руб. соответственно.

По данным источника «Ведомостей», знакомого с ходом обсуждения данного вопроса, проект индексации утильсбора обсуждался в последний раз на межведомственном уровне до майских праздников. После этого документ повис. Едва ли правительство вернется к нему раньше осени, поскольку грядут выборы в Госдуму, говорит собеседник газеты. Плюс на рынке сильно выросли цены и наблюдается дефицит автомобилей, особенно импортных, поэтому дополнительные меры по защите рынка сейчас нецелесообразны, считает он.

Но даже повисание вопроса с утильсбором не спасло авторынок от роста цен в этом году. Очередная волна подорожания прокатилась по нему в начале июля. «АвтоВАЗ» поднял цены на 2–4%, Skoda – на 2,3–4%, Volkswagen – на 2–3%, BMW – в среднем на 1,9%. Toyota Camry стала дороже на 2,5%, Ford Transit – на 1,5%. Ключевыми драйверами роста цен остаются инфляция, изменение курса иностранных валют по отношению к рублю, дефицит новых автомобилей, говорил «Ведомостям» директор по маркетингу «Авилона» Андрей Каменский.

Но эти же причины поддержат и спрос, считают аналитики. По прогнозам ассоциации, успехи первого полугодия помогут рынку в 2021 г. вплотную приблизиться к результатам доковидного 2019 года, когда было продано 1,76 млн автомобилей. АЕБ скорректировала свой прогноз на 2021 г. с 2,1% роста до 9,8% и 1,756 млн проданных новых легковых автомобилей и LCV, следует из презентации ассоциации. Штэрцель ожидает, что ситуация со спросом и предложением на рынке стабилизируется до конца года.

«Склонны считать такой прогноз достаточно реальным при сохранении текущих условий. Но любое ухудшение – приостановка заводов из-за дефицита компонентов, ухудшение эпидемиологической обстановки, очередное повышение цен на автомобили – скажется на этих цифрах. Прогноз РоАД остается положительным, сохраняем ожидания роста рынка на 5–7%», – сказал «Ведомостям» представитель ассоциации «Российские автодилеры» (РоАД).