Продажи новых легковых автомобилей и LCV в июле снизились на 6,5%

Дефицит компонентов будет портить жизнь автозаводам минимум до конца года
В августе многие автомобильные заводы закроются на каникулы, и ситуация с доступностью по многим брендам ухудшится/ Максим Стулов / Ведомости

Продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей в России в июле снизились на 6,5% к тому же месяцу 2020 г., до 132 640 единиц, сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) 5 августа.

Текущее снижение продаж – самое сильное с начала 2021 г. В феврале, а также в апреле – июне продажи росли, в январе и марте наблюдался спад на 4,2 и 5,7% соответственно.

«В январе – июле 2021 г. было продано 953 760 автомобилей, что все же на 28,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В ближайшие месяцы можно ожидать дальнейших корректировок, связанных с ограничивающими эффектами сокращения производства во всем мире из-за нехватки электронных компонентов», – цитирует ассоциация главу комитета автопроизводителей АЕБ Томаса Штэрцеля.

Немалую роль в ухудшении статистики помимо производственных ограничений на автозаводах сыграл эффект нарастающей базы прошлого года, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Он пояснил, что в 2020 г. как раз в июле начал реализовываться отложенный спрос, накопившийся за месяцы карантинных ковидных ограничений, из-за чего продажи новых автомобилей выросли. А в апреле и мае прошлого года автосалоны по всей стране были фактически закрыты, напоминает он. Это привело к снижению продаж в эти месяцы на 72,4 и 51,8% к тем же месяцам 2019 г., следует из данных АЕБ. Но уже в июне падение рынка замедлилось до 14,6%, а в июле продажи увеличились на 6,8%.

В этом году картина другая: высокий спрос был в первом полугодии, поскольку покупатели опасаются дальнейшего роста цен и дефицита автомобилей, объясняет аналитик. Поэтому потребители, по его словам, и старались побыстрее совершить покупку. «Сейчас эта тенденция начала выдыхаться. Дефицит сохраняется, но основной этап повышения цен прошел, и во втором полугодии он будет более умеренным», – считает Беспалов.

Дефицит микрочипов, который привел к снижению выпуска автомобилей, возник в конце прошлого года из-за нехватки мощностей для производства микросхем, говорит директор по маркетингу МЦСТ (разработчик процессора «Эльбрус». – «Ведомости») Константин Трушкин. В пандемию резко вырос спрос на компьютерную технику, а когда другие производства, включая автозаводы, начали выходить с карантина, у производителей чипов возникла перегрузка, объяснил он «Ведомостям». Поставщики автокомпонентов из-за меньших по сравнению с компьютерщиками объемов закупок не так интересны производителям микрочипов. В итоге автокомпонентные производства оказались в конце очереди на закупку, пояснил Трушкин. Учитывая, что автомобильная микроэлектроника делается на тех же заводах, что и компьютерные компоненты, ситуация с дефицитом микрочипов может сохраняться на протяжении нескольких лет, считает он.

Беспалов из «ВТБ капитала» более оптимистичен. По его данным, пик дефицита микрочипов был во II квартале 2021 г., с III квартала ситуация должна начать выравниваться. «Но дефицит автомобилей до начала следующего года полностью не уйдет. Целиком поставки должны нормализоваться к концу следующего года», – полагает аналитик. Положение автопроизводителей ухудшает то, что сейчас микроэлектроника используется в большинстве автомобильных систем и отсутствие даже одного из чипов не позволяет собрать комплектный автомобиль, указывает он. Беспалов прогнозирует рост рынка новых автомобилей в РФ в этом году на уровне 5% к 2020 г. Прогноз АЕБ на 2021 г. – рост рынка на 9,8% до 1,76 млн автомобилей.

Представитель ассоциации «Российские автодилеры» сказал «Ведомостям», что пока не видит перспектив полного восстановления поставок автомобилей и ожидает сохранения дефицита на рынке вплоть до конца года.

«Дефицит автомобилей и комплектующих присутствует по всем брендам и только увеличивается. Кроме того, в августе многие автомобильные заводы закроются на каникулы, и ситуация с доступностью по многим брендам ухудшится», – пессимистичен генеральный директор «Автоспеццентра» Андрей Терлюкевич. Он отмечает снижение клиентского потока в автосалонах компании из-за сезона отпусков и появившейся возможности для граждан РФ поехать за границу.

Генеральный директор ГК «Автоdom» Андрей Ольховский ожидает восстановления рынка при оптимистичном сценарии во второй половине 2022 г., но надеется, что до этого времени «импортеры все же будут иногда наполнять склады дилеров», сказал он «Ведомостям».