«АвтоВАЗ» стал поставлять дилерам некомплектные автомобили

Без доводки продавцы могут передать покупателям лишь около трети машин
Максим Стулов / Ведомости

С начала поставок обновленной Lada Vesta в конеце мая 2023 г. «АвтоВАЗ» передает дилерам некомплектные автомобили, рассказал журналистам президент ассоциации «Российские автодилеры» (РоАД), председатель совета директоров «БН-моторс» Алексей Подщеколдин. Его слова «Ведомостям» подтвердил крупный федеральный продавец марки.

Сейчас Lada Vesta приходит к дилерам без тревожной кнопки «ЭРА-Глонасс» и рамок систем мультимедиа, отмечает Подщеколдин. Также имеются недочеты по Lada Niva Travel. На ней требуется замена топливного шланга и переустановка переднего бампера с последующей перекраской, говорит топ-менеджер. В итоге из примерно 300–400 машин Lada, получаемых «БН-моторс» в месяц, передать клиенту сразу получается лишь около 30%, резюмировал Подщеколдин.

Новые Lada Vesta есть в дилерских центрах марки, говорит представитель «АвтоВАЗа». Возникающие сложности с поставками отдельных компонентов оперативно решаются, ситуация не влияет на отгрузки готовых автомобилей, подчеркнул он.

«АвтоВАЗ» освобождает свои производственные площадки от затоваривания и дает возможность дилерам поскорее начать продавать машины по мере появления компонентов, объясняет Подщеколдин. «Так они стояли бы в Тольятти и когда бы еще приехали в Брянск, Смоленск, Орел и другие города. А сейчас машины уже на месте», – рассуждает он. Никакой потери качества продукции от сложившейся ситуации нет, считает топ-менеджер.

По его словам, «АвтоВАЗ» сейчас активно решает эти вопросы и обещает, что в ближайший месяц-два ситуация разрешится. Но никаких бонусов дилеру за выкуп некомплектных машин компания не дает, подчеркнул Подщеколдин. «Ведомости» направили вопросы в Минпромторг.

Повторный старт производства Lada Vesta NG (New Generation) состоялся 3 марта 2023 г. и уже не в Ижевске, где до СВО запускали эту модель, а на основной площадке «АвтоВАЗа» в Тольятти. Сначала на новинку ставили только 8-клапанный двигатель объемом 1,6 л и мощностью 90 л. с., в мае к нему добавился 16-клапанный мотор с отдачей 106 л. с. В планах компании на этот год выпуск около 100 000 Lada Vesta NG.

Изначально автоконцерн собирался начать продажи новинки в мае, когда будет сформирован необходимый товарный запас у дилеров, но в итоге они стартовали 9 июня. Цены на Vesta NG начинаются с отметки в 1,24 млн руб. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в июне было продано 4258 машин этой модели против 1767 годом ранее. Для сравнения: в июне 2021 г. было реализовано 11 932 Lada Vesta.

«АвтоВАЗ» борется с дефицитом компонентов еще с 2021 г., когда из-за последствий пандемии коронавируса завод не мог получать в нужном количестве микроэлектронику, включая модули антиблокировочной системы тормозов (ABS). Одно время компания даже продавала некоторые модели без магнитолы и мультируля с круиз-контролем, чтобы хоть как-то удовлетворить постковидный спрос. С сентября 2021 г. завод перестал устанавливать на новые автомобили модули «ЭРА-Глонасс» из-за дефицита микрочипов у производителей модулей.

«АвтоВАЗ» 20 июля объявит о старте кампании по дооснащению автомобилей кнопками «ЭРА-Глонасс», которые не устанавливали с 2021 г. по временному регламенту, сказал «Ведомостям» представитель компании. По его словам, процедура затронет порядка 70 000–80 000 машин.

В 2022 г. компания выпустила около 10 000 некомплектных машин Lada, но в самом конце года их все же удалось доукомплектовать необходимыми деталями, говорил президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов. Проблемы с отдельными субкомпонентами преследовали компанию и в начале 2023 г.

В итоге эти проблемы привели к тому, что «АвтоВАЗу» пришлось перенести корпоративный отпуск, ранее запланированный на три недели с 24 июля, на период с 29 мая по 19 июня. За это время концерн собирался накопить запасы альтернативных деталей и узлов для возобновления производства в последней декаде июня. «АвтоВАЗ» не отказывается от планов по выпуску в 2023 г. более 400 000 автомобилей.

«АвтоВАЗ» в июне 2023 г. продал 27 839 машин – почти в 4 раза больше, чем годом ранее, но на треть меньше, чем в июне 2021 г. За первое полугодие, по оценке РоАД, было произведено около 135 000 машин Lada.

Выполнение плана «АвтоВАЗом» будет зависеть от того, насколько быстро компания сможет предоставить дилерам необходимые комплектующие, считает автоэксперт Владимир Беспалов. Он допускает, что при оперативном решении данного вопроса компания может реализовать заявленные производственные планы.

Некомплектные поставки не позволят «АвтоВАЗу» продать несколько тысяч машин, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Автоконцерн, будучи одним из основных бенефициаров господдержки, находится в сравнительно неконкурентных условиях на рынке, что позволяет ему договариваться с дилерами о выкупе некомплектных автомобилей, говорит эксперт.