Автозапчасти с начала года подорожали на 7–20%

Но темпы роста цен в 2023 году замедлились, а некоторые наименования и вовсе подешевели
Андрей Гордеев / Ведомости

Цены на автокомплектующие на популярных агрегаторах объявлений в 2023 г. выросли в диапазоне от 7 до 20%. Это следует из данных «Авито» и отраслевого портала «Дром», с которыми ознакомились «Ведомости». На эти платформы приходится основная часть онлайн-продаж новых автозапчастей в России.

По оценкам «Дрома», средняя стоимость автозапчастей на легковые и легкие коммерческие автомобили (LCV) выросла с начала года на 17–20%. Расчет делался для наиболее популярных категорий запчастей для автомобилей, которые входят в нижний и средний ценовые сегменты, пояснил «Ведомостям» представитель портала.

Средняя стоимость кузовных деталей выросла на 7% (6150 руб.), элементов салона – на 6%, а лобовые стекла, наоборот, подешевели на 4% (7370 руб.), говорит руководитель категории «Запчасти» в «Авито» Александр Куроптев. По его оценке, на «Авито» в последнее время не наблюдается резких колебаний цен на автозапчасти. Это связано с большим объемом предложения и тем, что продавцам удалось наладить альтернативные каналы поставок, объясняет он. По словам Куроптева, стоимость свечей, элементов электросистем и аккумуляторов осталась на уровне прошлого года. Стоимость базовых расходников – масел и автохимии – выросла на 7%. «Средний чек на промывочные жидкости, присадки и смазки составляет в этом августе 1970 руб. При этом тормозные жидкости можно приобрести на платформе в среднем за 1170 руб., что на 13% дешевле, чем годом ранее», – отмечает он.

Дефицита запчастей на российском рынке сейчас нет, говорит ведущий аналитик «Дрома» Игорь Олейников. По его словам, с начала года количество объявлений о продаже запчастей выросло на 15% и продолжает расти. Это подтверждают и данные «Авито». В этом году на платформе число объявлений о продаже запчастей и аксессуаров выросло на 1 млн, указывает Куроптев. По мере роста количества китайских машин на российских дорогах на «Авито» выходят и продавцы запчастей для них, поясняет он.

Тем не менее на рынке остается ряд деталей, с поиском замены которых могут возникнуть сложности, говорит представитель «Дрома». Как правило, это подержанные двигатели в сборе и блоки управления к ним, уточняет собеседник. На этом фоне цены на новые двигатели для популярных иномарок подскочили в цене на 17%, отмечает Олейников.

«По-прежнему напряженной остается ситуация с электрооборудованием, которое в прошлом году резко стало дефицитным. На 7% подорожали блоки управления двигателем: спрос на них не падает, а предложение продолжает снижаться. Кроме того, на 5% подорожали датчики расхода воздуха», – продолжает собеседник.

Как следует из данных «Дрома», тормозные диски и колодки подорожали в среднем на 6–7% за этот год, причем сильнее всего – на российские и японские машины. На 5% выросли цены на лампы, но по этой номенклатуре ситуация существенно разнится в зависимости от марки. Например, для Ford такие компоненты подорожали на 41%, а для Lada, наоборот, подешевели более чем на 30%, следует из статистики портала. Из расходников подешевели только фильтры и неоригинальные амортизаторы.

По словам представителя «АвтоВАЗа», стоимость расходников для техобслуживания Lada Granta и Lada Vesta за год выросла примерно на 9%. «По сложным деталям, которые пока в процессе локализации, цена зависит от курсов. Но в любом случае [рост составил] менее 18%», – отмечает собеседник. «АвтоВАЗу» принадлежит сеть фирменных магазинов «Лада деталь» по продаже оригинальных запчастей к автомобилям марки.

С начала СВО на Украине и до конца прошлого года автозапчасти в России подорожали в среднем на 28%, следует из данных Российского союза автостраховщиков (РСА). Причем рост для отдельных моделей ушедших с рынка автоконцернов составил 50% и более.

РСА проводит рыночное исследование четыре раза в год для подготовки справочника средней стоимости запасных частей, говорит представитель организации. В 2023 г. проведено уже три исследования, которые не выявили резкого роста цен на этом рынке, отмечает он. По словам собеседника, в начале года цены на запчасти практически для всех марок машин падали в среднем на 6,4%, но к июню подросли на 0,9% и еще на 1,1% – к сентябрю.

«То исследование, которое идет в настоящее время, уже выявляет заметный рост цен на запчасти. Окончательные результаты будут по завершении исследования и обработки его результатов, но уже сейчас можно дать экспертную оценку: ожидаем рост цен на 19–22% до конца 2023 г.», – сказал представитель РСА. По прогнозу «Дрома», рост цен на автозапчасти может составить в среднем от 10 до 25% до конца 2023 г.

Емкость российского рынка новых автозапчастей растет в последние годы – как в деньгах, так и в единицах товара, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Так, если в 2020 г. этот рынок в деньгах составил 1,64 трлн руб., то в 2021 г. – уже 1,8 трлн, а в 2022 г. – 1,89 трлн, следует из данных агентства. В товарных единицах объемы выросли не столь значительно – с 1,019 млрд шт. в 2020 г. до 1,044 млрд в 2022 г.