УАЗ поднял цены на свои автомобили из-за подорожания логистики

Автоконцерны пожаловались Минпромторгу на нехватку автовозов и водителей
Максим Стулов / Ведомости

Ульяновский автозавод (УАЗ; входит в «Соллерс») с 1 ноября ввел частичную компенсацию стоимости доставки автомобилей до дилерских центров в размере 50 000 руб., говорится в сообщении компании. Это было сделано в связи с «резким и неуправляемым» увеличением тарифов на логистические услуги по доставке готовых машин по России во втором полугодии 2023 г.

Сумма компенсации будет учитываться в прайс-листах дилеров марки, но формально рекомендованная розничная цена (индикативная цена машины, указываемая производителем) на «УАЗы» останется прежней. У потребителей остается возможность заказать модель через сайт компании без надбавки, но тогда придется самостоятельно забирать машину через заводского дилера марки в Ульяновске, отмечается в сообщении. Срок ожидания автомобиля в таком случае составит от трех до шести месяцев с момента размещения заказа.

По словам источника «Ведомостей», близкого к автозаводу, пойти на такой шаг УАЗ вынудил дефицит автовозов и их водителей, которые сейчас дополнительно заняты в перевозках машин по параллельному импорту. Средняя стоимость доставки машины от завода до дилерского центра с июля по октябрь выросла с 50 000 до более чем 100 000 руб., отмечает собеседник. В этих условиях пришлось даже начать загружать машины в стандартные полуприцепы, добавил он.

По словам представителя «АвтоВАЗа», стоимость доставки машин выросла примерно в 3 раза в этом году, но ситуация с вывозом готовой продукции сейчас нормальная: «Вывозим все, что производим». Еще в августе представитель компании говорил о сложностях с перевозкой автомобилей, но отмечал, что «АвтоВАЗ» решает их с партнерами по логистике. Представитель группы ГАЗ отказался от комментариев. «Ведомости» направили вопросы в «Автотор» и китайскую Haval (собирает машины в России).

УАЗ и «АвтоВАЗ» обращались в Минпромторг с просьбой принять меры для насыщения парка автовозов и контролировать ценообразование перевозчиков, но пока безрезультатно, отметил источник, близкий к УАЗу.

Минпромторг совместно с Минтрансом и отраслевым сообществом прорабатывает различные варианты оптимизации вывоза готовых автомобилей в дилерские центры, говорит представитель Минпромторга. Также с учетом компетенций отечественных предприятий рассматриваются варианты организации производства автовозов, добавил собеседник.

Автопроизводители, импортеры и дилеры столкнулись с дефицитом автовозов – тягачей со спецприцепами для перевозки машин – еще летом. Среди основных причин сложившейся ситуации игроки отрасли называли дефицит квалифицированных водителей, сокращение числа логистических компаний, оказывающих услуги по перевозке машин, и резкий рост авторынка.

Продажи новых легковых автомобилей в России за три квартала 2023 г. выросли в 1,5 раза до 717 310 единиц, следует из данных «Автостата». В сентябре было продано 110 358 новых легковых машин, что в 2,5 раза больше, чем в том же месяце прошлого года.

О дефиците водителей большегрузов в России говорил сооснователь и замдиректора транспортно-логистической компании ПЭК Вадим Филатов в интервью «Ведомостям» в начале августа. По оценкам ПЭК, отечественным транспортным компаниям не хватало около 60 000 водителей. Филатов связывает это с сокращением количества автошкол, которые готовят профессиональных водителей, исключением профессии из системы среднего специального образования и тяжелыми условиями труда, которые не привлекают молодежь («Ведомости» писали о проблеме 3 августа).

Проблемы в большинстве случаев связаны именно с дефицитом водителей, причем не только автовозов, говорит вице-президент ассоциации «Российские автодилеры» Вячеслав Жигалов. Перевозчикам приходится поднимать зарплаты для них, чтобы привлечь кадры, а увеличившиеся расходы логисты перекладывают на клиентов – в данном случае на автозаводы, объясняет он. Сложившаяся ситуация, по мнению Жигалова, может влиять и на сроки доставки машин в дилерские центры.

«Мы (дилеры. – «Ведомости») получаем проблему в виде роста цен на автомобили, но на них влияет далеко не только логистика, но и индексация утильсбора (разовый платеж в бюджет для каждой выпущенной или импортированной машины. – «Ведомости»), рост ключевой ставки ЦБ и колебания валютных курсов», – отмечает Жигалов.

Далеко не все мощности, которые есть на рынке, сейчас в работе: часть машин в ремонте, где-то не хватает водителей, а кто-то из игроков и вовсе ушел с рынка еще в 2022 г., говорит директор логистической компании «Ятис» Сергей Туровский. Всего в парке «Ятиса» 110 автовозов. Тарифы на перевозку автомобилей с мая по сентябрь компания индексировала в диапазоне от 30 до 50%.

«Сейчас в работе лишь треть от того объема парка, который был доступен для перевозок в 2021 г., – рассказывает Туровский. – Вместе с тем авторынок с тех пор серьезно просел. Но даже если продажи легковых машин в этом году составят около 1 млн единиц, то для их перевозки потребуется в 2 раза больше автовозов, чем есть сейчас. А если рынок и дальше продолжит рост, то дефицит будет только усиливаться».

Во время пандемии коронавируса в 2020–2021 гг. очень много автовозов из России было продано в соседние страны, говорит независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, дефицит автовозов мог образоваться в России еще в прошлом году, но из-за начала СВО на Украине продажи новых машин в России сильно просели, поэтому проблема «переехала» на 2023 г. Кроме этого многие поставщики переориентировали доставку машин с востока на автотранспорт из-за существенного роста тарифов РЖД, отмечает эксперт.

Вкупе с нехваткой водителей грузовиков эту проблему быстро не решить, считает эксперт. По его оценке, рынку нужно от 300 до 500 автовозов, но в стране их не выпускают, а те компании за рубежом, которые готовы работать с Россией, не могут быстро нарастить объемы производства.

Дефицит водителей – одна из самых проблемных точек в этом вопросе, полагает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, многие водители пошли служить по контракту в рамках СВО плюс в логистику вовлечены новые территории. «Мы видим ситуацию (и это касается не только автовозов), когда не осуществляется отгрузка продукции, из-за того что нет водителей и машин», – отмечает эксперт. Авторынок в прошлом году резко сократился, но сейчас, когда он начал восстанавливаться, возникли проблемы и с наличием техники для перевозок, и с водителями, констатировал Бурмистров.