Китайцы намерены в 2024 году продать в России 1,2 млн легковых машин

Но эксперты и дилеры уверены, что выполнить этот план невозможно
Максим Стулов / Ведомости

Автоконцерны из Китая в 2024 г. собираются реализовать в России в общей сложности почти 1,2 млн новых легковых автомобилей. Об этом сообщается в презентации профессионального сообщества «Автомаркетолог» (занимается маркетинговыми исследованиями в автобизнесе), с которой ознакомились «Ведомости».

Владелец и гендиректор «Автомаркетолога», экс-президент ассоциации «Российские автодилеры» (РоАД) Олег Мосеев подтвердил эту информацию. Подсчет делался на основе опроса дистрибуторов и дилеров китайских марок в России, а также штаб-квартир автопроизводителей в Китае, пояснил он «Ведомостям».

Больше всех, согласно презентации, планирует продать Chery – 200 000 машин, на 2-м месте – Changan с заявленным планом в 180 000 автомобилей, на 3-м – Haval (150 000 единиц), на 4-м – Geely (110 000 шт.). Далее с большим отрывом идут Exeed и Omoda, которые собираются реализовать здесь по 60 000 машин. Обе компании являются суббрендами Chery. «Ведомости» направили запросы крупнейшим китайским автоконцернам.

Локальное производство в России из первой пятерки есть только у Haval – завод в индустриальном парке «Узловая» в Тульской области. Сейчас он может выпускать около 80 000 машин в год, планируемая мощность – 150 000 автомобилей. В начале 2024 г. Haval планирует запустить в России и завод двигателей мощностью до 80 000 единиц в год. На предприятии будут выпускать бензиновые турбодвигатели объемом 1,5 и 2 л.

Автомобили Geely частично поступают на российский рынок из Белоруссии, где их выпускает китайско-белорусское СП «Белджи» в Борисове мощностью 60 000 машин в год. По данным Telegram-канала «Автопоток», из них 45 000 в 2023 г. будет поставлено в Россию.

Калининградский «Автотор», собирающий китайские автомобили BAIC, Kaiyi и SWM, планирует реализовать в 2024 г. 50 000, 30 000 и 15 000 машин этих марок соответственно. Таким образом, объем производства компании может составить 95 000 единиц без учета предполагаемых электромобилей и коммерческой техники. В этом году «Автотор» планирует выпустить 55 000–70 000 автомобилей.

Масштабная экспансия автомарок из КНР на российском рынке началась на рубеже 2022–2023 гг. Год назад отечественный авторынок испытывал острый дефицит техники: после санкций прекратились официальные продажи всех иномарок, кроме китайских. В результате доля рынка автобрендов из КНР в ноябре 2022 г. составила 31% против 9% в феврале, когда началась СВО на Украине.

Всего в прошлом году в России было продано 121 800 легковых машин китайских брендов, следует из данных «Автостата». Это на 7% больше по сравнению с 2021 г. Весь рынок новых легковушек в прошлом году рухнул на 59% до 626 281 шт.

За 10 месяцев 2023 г. продажи китайских легковых машин выросли почти в 5 раз год к году до 406 500 шт., следует из презентации «Автостата» (есть у «Ведомостей»). Их совокупная доля на рынке в октябре составила 56%, в ноябре – уже 58%. Продажи крупнейших концернов из КНР за это время также резко выросли: Chery продала за январь – октябрь 94 284 машины (рост год к году в 4 раза), Haval – 81 981 автомобиль (в 3 раза), Geely – 69 384 (в 4 раза), Exeed – 34 078 (в 4 раза), Changan – 33 374 автомобиля (рост в 17 раз). Omoda, продавшая за 10 месяцев 34 335 машин, год назад на нашем рынке не присутствовала.

По данным «Автостата», в 2023 г. количество представленных на рынке китайских марок выросло в 1,5 раза до 51, количество моделей – почти в 3 раза до 262. Правда, из 51 представленной в России китайской марки почти 74% продаж приходится на 10 основных брендов, еще 26% – на 14 компаний, а доля оставшихся 27 марок составляет 0,4%.

«Идея в том, что все ставят планы, не очень ориентируясь на то, что будет происходить с рынком и какие планы ставят перед собой конкуренты», – отмечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Оптимистичный (максимальный) прогноз агентства на будущий год предполагает продажу в России 1,48 млн новых легковых машин (+36% к 2023 г.). «АвтоВАЗ» намечал выпустить около 500 000 машин в 2024 г. По оценке Удалова, на китайские машины может приходиться 750 000–800 000 единиц в будущем году.

«Нереальными» называет планы автопроизводителей из КНР в отношении российского рынка и сам Мосеев. Его прогноз близок к оценке Удалова – 750 000 автомобилей.

Целевая модель отечественного авторынка, по представлениям правительства, предполагает, наоборот, доминирование отечественных производителей. 6 декабря премьер Михаил Мишустин говорил о росте производства машин в стране «в горизонте 3–4 лет» на уровне свыше 1,3 млн машин в год. «Более 70% продаж должны составлять выпущенные именно у нас», – сказал он (см. также «Ведомости» от 7 декабря). «Ведомости» направили вопросы о прогнозах развития отечественного авторынка в Минпромторг.

Нынешний президент РоАД, председатель совета директоров «БН-моторс» Алексей Подщеколдин отмечает, что решения по поставкам на следующий год китайцы пока не принимали, но вряд ли это будет больше 1 млн машин. «Но даже этого много. Сейчас есть около 500 000 покупателей, которые могут купить машину дороже 2,5 млн руб., а именно такие машины и будут привозить. Получается, что на одного потенциального покупателя будет приходиться по два автомобиля», – считает он. В конечном итоге это приведет к тому, что эти машины придется продавать со скидками, что будет хорошо для покупателя, но плохо для дилера, резюмировал топ-менеджер.

Средневзвешенная цена нового автомобиля китайской марки, по данным «Автостата», за 10 месяцев 2023 г. выросла на 18% до 3,14 млн руб.