«АвтоВАЗ» выиграл от кризиса, считает Бу Андерссон

Продажи на российском авторынке в этом году сократятся на 36%, сказал президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон на конгрессе, организованном Automotive News Europe. Для возвращения авторынка на уровень 2012 г., когда было продано 2,9 млн легковых машин и легких грузовиков, понадобится восемь лет, считает руководитель крупнейшего российского автопроизводителя.

Большинство сборочных заводов в России неконкурентоспособны, сказал Андерссон, потому что выпускают недостаточные объемы автомобилей. Такими производствами он назвал три завода Ford-Sollers и два General Motors. "Я бы сказал, только 5 [из 15 автомобильных заводов страны] являются устойчивыми – те, у которых объемы производства более 175 000 [автомобилей в год]", – сказал Андерссон (цитаты по Automotive News Europe). Сборочные автозаводы в Европе обычно имеют мощности для выпуска от 200 000 до 400 000 автомобилей в год, сказал он. Устойчивыми производствами в России он считает завод «АвтоВАЗ» в Тольятти (мощность 910 000 автомобилей в год), Hyundai-Kia в Санкт-Петербурге (300 000), Volkswagen Group в Калужской области (200 000), Renault в Москве (190 000) и «Ижавто» (ОАГ, входит в группу "АвтоВАЗ") в Ижевске (175 000).

Благодаря кризису «АвтоВАЗ» выиграл сразу по нескольким направлениям, сказал Андерссон. Например, в результате вывода с рынка марок Opel и массовых моделей Chevrolet дилеры GM перешли к «АвтоВАЗу», что теперь помогает повысить долю рынка Lada. "В прошлом году мы с трудом привлекали новых дилеров, – сказал он. – Теперь каждый хочет быть дилером Lada. Мы увеличили [сеть продаж] на 16 дилеров, некоторые из них – бывшие дилеры Chevy и Opel".

«АвтоВАЗ» на пути к достижению показателя операционной прибыли 3% в этом году вместо 3% операционного убытка в прошлом, сказал Андерссон. Цель получить операционную прибыль 6% достижима, "если все сработает", сказал он. Основная составляющая плана Андерссона – развитие продуктов: седан Vesta, отвечающий стандартам ЕС по безопасности и выбросам, начнет продаваться в сентябре и будет стоить эквивалентно 8000 евро; в декабре появится кроссовер Xray. Появление этих моделей дает Андерссону оптимизм относительно перспектив «АвтоВАЗа». "При курсе 75 руб. за евро большинство [автопрозводителей] не сможет зарабатывать. Я же оптимистичен, мы заработаем", – сказал он.