В России стали больше покупать Lada

Продажи «АвтоВАЗа» в июле неожиданно выросли на 12,4% к июню этого года. Сказались меры господдержки и льготное автокредитование
С.Портер

В последние несколько месяцев «АвтоВАЗ» активно стимулировал продажи, объясняет гендиректор «Автостата» Сергей Целиков: в середине апреля была запущена программа «Лада финанс» (кредиты по ставкам – 6,9–12,9% годовых в Русфинансбанке, «Уралсибе», Газпромбанке и «ВТБ 24»), в начале июля – программа «Сто дней» (скидки от 10 000 руб. до 22 000 руб.). Проводилась активная рекламная кампания, в том числе и на телевидении, напоминает Целиков.

«АвтоВАЗ»

Автоконцерн. Акционеры – «Тройка диалог» (25,64%), «Российские технологии» (25,1%), Renault (25%). Капитализация – 17,9 млрд руб. (ММВБ). Финансовые результаты (МСФО, 2008 г.): выручка – 192,1 млрд руб., чистый убыток – 24,6 млрд руб.

В июле «АвтоВАЗ» продал 32 426 автомобилей, сообщила пресс-служба предприятия. Особенно успешной стала Lada Priora – их было продано 10 349 шт. – на 25,9% больше, чем в июне. Росли продажи и других моделей: Samara – на 10,1% (до 7937 шт.), Kalina – на 8,2% (до 6182 шт.). А продажи Lada 4x4 в первом полугодии оказались даже выше уровня прошлого года на 3,5% (13 439 шт.), в июле было продано 2046 шт. (+9,6% к июню).

Данные дилеров подтверждают статистику завода: продажи Lada в принадлежащей «АвтоВАЗу» сети «Лада-сервис» в июле выросли на 13% до 8500 машин, сообщил представитель компании Артур Селищев. В Москве Lada продавались в июле так же, как и месяцем ранее, а вот в Санкт-Петербурге продажи выросли на 15%, добавил коммерческий директор «Автомира» Андрей Дя.

Наконец, с середины апреля машины «АвтоВАЗа» попали в госпрограмму льготного кредитования (из бюджета субсидируется ставка по автокредитам на 2/3 ставки рефинансирования ЦБ). Представитель Volkswagen считает, что именно этим обусловлен результат «АвтоВАЗа». На долю «АвтоВАЗа» в июле в этой программе приходилось около 80% продаж, уточнил представитель завода.

Между тем рынок не рос. Целиков и Дя оценивают продажи в июле примерно на уровне июня (тогда, по данным Ассоциации европейского бизнеса, было продано 113 479 легковых автомобилей). Но «АвтоВАЗ» оценил свою долю на рынке в июле на уровне 30%. Значит, по данным завода, в России было продано около 108 000 новых машин, рынок сократился на 4,9%.

Повторить успех «АвтоВАЗа» удалось не многим производителям дешевых авто. В июле был продан 5121 Renault Logan – на 6,2% меньше, чем месяцем ранее, сообщил представитель «Автофрамоса». А вот продажи Daewoo выросли примерно так же, как и у «АвтоВАЗа», уверяет представитель Uz-Daewoo, не раскрывая цифр, – сказался старт программы кредитования под 0%, запущенной совместно с «ВТБ 24».

Результат «АвтоВАЗа» закономерен – до этого шла распродажа иномарок, произведенных в 2008 г., теперь спрос смещается в сегмент более дешевых машин, замечает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. «То же самое происходило на рынке и в 1998–1999 гг.», – напоминает она. В августе «АвтоВАЗ», скорее всего, вновь покажет небольшой спад из-за сезона отпусков, а вот осенью можно ждать роста, думает Сахнова. Дя из «Автомира» согласен: «Количество обращений клиентов растет, в сентябре должен подниматься весь авторынок».