Будущее автопрома за производителями люксовых и бюджетных машин

Уходящий год стал худшим для мирового автопрома, констатировал предправления Daimler Дитер Цетше. Наверстать падение его компания сможет лишь за шесть лет
Bloomberg

Daimler AG

Автомобильный холдинг. Выпускает легковые и грузовые автомобили, автобусы. Крупнейшие акционеры – Aabar Investments (9,1%), правительство Кувейта (6,9%), почти все остальные акции в свободном обращении. Капитализация – 38,6 млрд евро. Финансовые показатели (9 месяцев 2009 г.): Выручка – 74,5 млрд евро, Чистая прибыль – 2,94 млрд евро.

Председатель правления Daimler и руководитель Mercedes-Benz Cars Дитер Цетше вчера встретился с журналистами в Абу-Даби: государственный инвестфонд этого эмирата Aabar Investments стал в 2009 г. крупнейшим акционером Daimler, приобретя 10% акций немецкой компании за 2 млрд евро. Цетше заявил, что в этом году глобальные продажи автопроизводителей сократятся на 21% до 48 млн машин. Это станет самым глубоким падением как минимум за последние 35 лет. К 2020 г. продажи увеличатся до 75 млн машин, прогнозирует предправления Daimler.

Продажи падают и у самого Mercedes-Benz Cars. Если в прошлом году концерн продал 1,4 млн легковых автомобилей, то за 11 месяцев 2009 г. – 1,022 млн. Падение будет преодолено нескоро. К 2015 г. Daimler рассчитывает продавать 1,5 млн легковых автомобилей в год, в том числе около 100 000 Smart.

Цетше видит три «мегатенденции» на глобальном авторынке. Во-первых, урбанизация: 2/3 человечества уже живет в городах, и перед автопроизводителями стоит задача осмыслить, каким должен быть транспорт будущего. Во-вторых, экологические вызовы: автоконцерны обязаны нести ответственность за окружающую среду. В-третьих, рост развивающихся рынков – и Цетше предлагает фокусироваться на них.

Daimler выделяет для себя следующие приоритетные рынки и предсказывает их рост: страны ЕС, США и Канада, Бразилия, Россия, Китай, Индия, ЮАР, Южная Корея и Австралия. 75% дохода Mercedes-Benz получает от продаж за пределами Германии, при этом 87% добавленной стоимости создается в ФРГ, говорит Цетше. Чтобы изменить эту пропорцию, Mercedes-Benz будет открывать производство некоторых своих автомобилей в других странах. Например, С-класс будет собираться также в США, ЮАР и Китае, Е-класс – в Китае.

Рынок также поляризуется, и наибольшие шансы – у производителей бюджетных и премиальных автомобилей, говорит руководитель Daimler: «Мы рады, что мы работаем в премиум-сегменте, и уверены, что наша доля на рынке легковых автомобилей как минимум останется прежней, а скорее всего вырастет».

«Клиент по-прежнему хочет люкса, но более скромного, социально приемлемого, – говорит Цетше. – [Новый тренд] – «меньше «Ролексов».

Для снижения издержек при разработке новых моделей Mercedes-Benz будет применять стратегию «модульной архитектуры». Единая архитектура будет использоваться для моделей A- и B-классов, S-, E- и C-классов, M-, R- и GL-классов. Единые модули – для разработки двигателей, шасси, интерьера, экстерьера и электроники.