Ритейлеры не ждут ухудшения в отрасли

Перспективы развития российской розничной торговли еще очень неопределенны, но существенного ухудшения ситуации не будет, показало исследование.
М.Стулов

Перспективы развития российского рынка розничной торговли остаются еще очень неопределенными, но существенного ухудшения ситуации не будет. Таков один из выводов исследования розничного рынка, которое провела международная аудиторская компания Ernst & Young. Компания опросила 37 федеральных и региональных розничных компаний, торгующих продуктами питания (32%), одеждой (32%), бытовой техникой (9%), мебелью и товарами для дома и ремонта (9%).

По данным исследования, большинство опрошенных (87%) считают, что существенного ухудшения ситуации на рынке и падения потребительского спроса уже не будет. При этом 38% респондентов полагают, что нижняя точка кризиса пройдена, а 14% участников, наоборот, ожидают значительного ухудшения ситуации в отрасли. При этом последние представляли непродовольственные сети. "Кризис негативно сказался прежде всего на неэффективных компаниях. Те участники рынка, которые всегда работали над внедрением новых технологий, заботились о рентабельности бизнеса, сокращали операционные издержки, наращивали оборотный капитал, - такие сети только выиграли от кризиса", - говорит президент компании "Дикси" Илья Якубсон. По словам совладельца сети магазинов "Азбука вкуса" Максима Кощеенко, несмотря на перераспределение покупательского спроса и переход потребителей в более дешевые магазины, выручка в его сети в кризисные 2008 и 2009 гг. продолжала расти. "Нам пришлось отказаться от планов по экспансии, но мы не сократили оборот и росли вместе с рынком", - говорит Кощеенко.

По данным исследования Ernst & Young, потребители действительно стали больше ходить за продуктами не в магазины, а на более дешевые рынки и ярмарки. Так, доля рынков в обороте розничной торговли увеличилась с 13,2% в декабре 2008 г. до 13,6% в декабре 2009 г.