Мост на Волге: либо уникальнейший случай, либо ошибка

Волгоградский мост - важное звено транспортной системы страны - в пятницу так и не открыли, основная версия колебаний - ветровой резонанс.
ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Рогулин

Власти Волгоградской области просят «понимания» граждан в связи с закрытием движения по новому автомобильному мосту через Волгу. Движение не откроют до тех пор, пока не будет уверенности в полной безопасности эксплуатации моста, заявил вице-губернатор по строительству и ЖКХ Волгоградской области Игорь Пикалов.

Происшествие

Расследование происшествия пройдет на самом высоком уровне. Дмитрий Медведев дал поручение своему контрольному управлению и Генпрокуратуре проверить обстоятельства проектирования, строительства и эксплуатации моста, сообщила пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова.

В пятницу в Волгоград вылетел замминистра транспорта РФ Олег Белозеров и руководство Росавтодора во главе с Анатолием Чабуниным, сообщило "РИА Новости". Им в числе других экспертов спецкомисии предстоит разобраться в причинах и обстоятельствах сильных колебаний конструкций моста, строившегося 12 лет и открытого лишь полгода назад. В 15.00 МСК в Волгограде началось закрытое для прессы совещание с участием всех служб и ведомств.

По данным оперативных служб, в 18.25 МСК четверга на мосту начались колебания амплитудой до метра, существовала угроза обрушения конструкции. На место быстро прибыли сотрудники МЧС, городская служба спасения и милиция, перекрывшая движение; никто не пострадал. Обследование конструкции моста не выявило видимых разрушений.

Причины

"Практически все эксперты сходятся в одном - это аэродинамика", - сказал Белозеров в пятницу после совещания. По его словам, такое возможно, когда ветровые нагрузки попадают в одну резонансную зону и могут вызвать такие последствия. "Предварительно можно сказать, что скорость ветра была 16 метров в секунду, сейчас специалисты разбираются, что могло послужить импульсом для начала таких колебаний", - сказал замминистра.

Причины колебания моста выяснит экспертная группа, которая будет работать в несколько этапов. "Прежде всего, для принятия решения по открытию движения по мосту мы ставим приоритет безопасности", - сказал Белозеров. По его словам, чтобы сделать такое заключение, специалисты проведут ультразвуковое обследование швов и будут проведены повторные испытания, аналогичные тем, которые проводятся при сдаче объекта. Эти исследования займут 3-4 дня.

Вице-губернатор Игорь Пикалов по горячим следам выдвигал также версию сейсмического воздействия, но она не подтвердилась. Во всяком случае, мост ввели в эксплуатацию в соответствии со всеми нормативными документами и "все подписи на этот счет имеются", заверил он.

По словам Пикалова, для наблюдавшегося воздействия на конструкции моста ветер должен был дуть под определенным углом. «По мнению специалистов - это редчайший случай", - сказал Пикалов. Даже если такое явление возможно раз в 100 лет, областные власти будут просить проектировщиков укрепить конструкции моста. "Нам, честно говоря, такие аттракционы больше не нужны", - отметил Пикалов.

Маловероятно, что причиной столь сильных колебаний могла стать ветровая и волновая нагрузка, сказал «Ведомостям» главный инженер Воронежского филиала ООО «ВТМ Дорпроект» Павел Чураков, занимающийся проектированием мостов. «Методика расчета любого мостового сооружения учитывает все природные и сейсмические факторы места, в котором будет построен мост. Факторы строго регламентированы», – говорит эксперт. «В данном случае мы имеем дело либо с уникальнейшим сочетанием внешних воздействий, которых просто до сих пор не происходило, либо это ошибка в расчетах несущей способности опор и пролетного строения», - сказал Чураков. В то же время он не готов комментировать возможные ошибки в расчетах.

Предыстория

Волгоградский мостовой переход через Волгу – критически важное звено транспортной инфраструктуры юга России. Этот внеклассовый мост - один из всего лишь четырех автомобильных мостов через Нижнюю Волгу (кроме Жигулевского, Саратовского и Астраханского) и единственный в Волгоградской области. Альтернативные пути – через плотину Волжской ГЭС и паромная переправа – имеют ограниченную пропускную способность, которую давно исчерпали.

Сооружение мостового перехода через Волгу в районе Волгограда началось в 1996 г., но из-за недостаточного финансирования затормозилось, и к 2005 г. было выполнено лишь 40% работ первого этапа. К этому времени в проект пошли деньги федерального бюджета по ФЦП – правительство приняло решение достроить все мосты-долгострои за четыре года. Работы вело ОАО «Волгомост» (входит в Строительный объединенный концерн самарской группы «Сок»), которое получило 16 млрд руб. финансирования.

10 октября 2009 года мост был открыт при участии вице-премьера Сергея Иванова. Его длина – 7,11 км, пропускная способность – 30 000 автомобилей в час.