Бизнес
Бесплатный
Алексей Непомнящий|Алексей Никольский
Статья опубликована в № 2640 от 06.07.2010 под заголовком: Выбился из расписания

Sukhoi Superjet пока не справился с двигателями

Разработчики Sukhoi Superjet отстают от графика сертификации самолета, а его двигатели до сих пор имеют ряд дефектов, свидетельствует письмо правительственной комиссии. Но первые заказчики – «Аэрофлот» и «Армавиа» – надеются получить самолеты вовремя, в конце 2010 г.
Часть недостатков, о которых доложено Виктору Христенко (справа), директор «Сухого» Михаил Погосян (слева) уже исправил
С.Николаев

О ходе сертификации самолета замминистра промышленности и торговли Денис Мантуров, возглавляющий комиссию по контролю за выполнением программы создания Sukhoi Superjet (SSJ), написал в начале июня 2010 г. министру промышленности и торговли Виктору Христенко (копия письма – на www.vedomosti.ru). По данным на 28 мая 2010 г., процесс сертификации выбивается из графика, констатирует Мантуров: из-за несвоевременной обработки данных испытаний задерживается сертификация планера, срок сертификационных испытаний бортового радиоэлектронного оборудования продлен до сентября 2010 г. Но поскольку выполнено лишь 25% летных испытаний для тестирования радиоэлектроники, комиссия полагает, что новый срок носит «исключительно мобилизующий характер». Программа летных испытаний по отказобезопасности выполнена лишь на 60%, нет доказательных документов Авиационного регистра Международного авиационного комитета (АР МАК) по анализу отказобезопасности, говорится в документе.

Но больше всего проблем с двигателем SaM146, разработанным PowerJet (СП российского НПО «Сатурн» и французской Snecma). Работы по его доводке выполнены почти полностью, по сертификации – более чем на 90%, однако проблемы остаются, констатирует Мантуров. Двигатель до сих пор не полностью удовлетворяет техзаданию: так, расход топлива у него на 2,7–3,2% больше планового, масса выше запланированной на 114,3 кг и т. д. Эти недостатки не влияют на сроки сертификации, но ухудшают эксплуатационные качества самолета, отмечается в письме замминистра. Кроме того, двигатель имеет и ряд дефектов, в том числе повторившееся три раза за время испытаний «разрушение зацепа диска третьей ступени КВД», причина этого дефекта в письме не указана.

Письмо принято к сведению, работы по сертификации ускорены, говорит представитель Минпромторга. А двигатель для Superjet в июне 2010 г. все-таки получил сертификат Европейского агентства авиационной безопасности (EASA), напоминает он, в июле должен получить соответствующее разрешение от АР МАК. Получение сертификата от EASA доказывает, что никаких серьезных претензий к двигателю нет, подчеркивает представитель «Оборонпрома» (контролирует НПО «Сатурн»).

В ходе испытаний постоянно возникают различные замечания и идет доводка самолета и его систем, ведь именно для этого испытания и нужны, говорит Ольга Каюкова, представитель компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) – разработчика SSJ. С момента составления письма ряд замечаний уже исправлен, а к концу года ГСС полностью завершит сертификацию Superjet и поставит первые самолеты заказчикам, обещает она. Никаких разговоров об очередном переносе поставок не было, авиакомпании ожидают получить Superjet до конца года, говорят представитель «Аэрофлота» Олег Михайлов и «Армавиа» Нана Аветисова.

Создание самолетов и двигателей в последние годы практически всегда задерживается, а доводка нового двигателя может идти годами, уже в процессе его эксплуатации, говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more