Китай продлил лицензию Google


Власти Китая продлили интернет-гиганту Google лицензию провайдера интернет-контента, сообщила компания в пятницу. Это заявление было сделано в корпоративном блоге от имени старшего вице-президента по корпоративному развитию и главного юриста Google Дэвида Драммонда. В коротком сообщении компания выражает надежду продолжить "предоставлять услуги интернет-поиска и местные сервисы потребителям Китая". Это решение не стало неожиданным. Накануне главный исполнительный директор Google Эрие Шмидт выразил уверенность, что Пекин продлит компании лицензию.

Как пишет The Wall Street Journal, продление лицензии оказалось под вопросом из-за напряженных отношений между Google и Пекином после того как в декабре 2009 г. у взлома почтового сервиса Gmail обнаружился китайский след. Тогда Google выявила хакерскую атаку из Китая на свою корпоративную инфраструктуру, а также более чем на 20 международных компаний из разных отраслей. Целью было получение доступа к аккаунтам электронной почты Gmail китайских правозащитников, уверены в Google; в двух случаях это удалось, но доступа к текстам писем хакеры не получили. Компания также обнаружила, что китайские хакеры регулярно пытались получить доступ к Gmail-аккаунтам пользователей в США, Европе и Китае, выступающих за права человека в Китае.

В январе Google обвинила официальный Пекин в пособничестве хакерским атакам и заявила о намерении прекратить фильтровать результаты поиска на Google.cn. В марте компания прекратила работу своего китайского поискового сервиса и начала автоматически переправлять пользователей, зашедших на сайт Google.cn, на свой гонконгский нецензурируемый сайт Google.com.hk.

Однако в конце июня власти КНР пригрозили Google отзывом лицензии на деятельность в качестве провайдера интернет-контента в случае продолжения автоматического редиректа (она истекала 30 июня). В ответ Google распространила пространное заявление об изменении алгоритма работы своего китайского поисковика. Google сообщила, что теперь при заходе на страницы ресурса из материкового Китая не будет происходить автоматический редирект на гонконгский сайт Google.com.hk. Вместо этого китайские пользователи получат явный выбор между нефильтруемым поиском на Google.com.hk и не подлежащими фильтрации функциями Google.cn (музыка и перевод текстов). «Такой подход позволяет нам оставаться верными нашей приверженности не подвергать цензуре наши результаты на Google.cn и предоставляет пользователям доступ ко всем нашим услугам с одной страницы», — говорилось в заявлении компании.

Заявление Google, однако, было воспринято противоречиво. Одни наблюдатели расценили его как готовность Google пойти с официальным Пекином на мировую, другие — как приготовление к полному уходу с китайского рынка или переходу на нелегальное положение.

Как отмечает WSJ, это конфликт вынудил Google балансировать между необходимостью сохранить свое присутствие на самом крупном интернет-рынке, насчитывающем 400 млн пользователей, и соблюдением декларируемого принципа свободы доступа к информации. Между тем, Google начал терять свои позиции в Китае. Во II квартале его доля на китайском рынке поисковых запросов снизилась до 31% с 35,6%, против более 60% у местного поисковика Baidu. Однако даже полная потеря китайского бизнеса была бы сравнительно безболезненно для интернет-гиганта: доля Китая в выручке Google никогда не превышала 2%.