Иностранные автопроизводители достигнут докризисных продаж в этом году

Многие иностранные автопроизводители рассчитывают в этом году выйти на докризисный уровень продаж в России, а некоторые уже установили исторические рекорды. Но восстановления рынка в целом до 2014 г. никто не ждет
М.Стулов

Вчера на Московском международном автосалоне автопроизводители и торговцы не скрывали оптимизма. Skoda в этом году планирует продать 51 000 автомобилей – даже больше, чем в 2008 г., когда у нее купили 50 733 машины, рассказал «Ведомостям» руководитель SkodaAuto Russia Петр Янеба. Намерена побить свой рекорд и Renault, говорит старший вице-президент компании Кристиан Эстев, но точных цифр не называет. В 2008 г. Renault продала в России 108 070 автомобилей; до кризиса объемы сдерживались ограниченными мощностями завода «Автофрамос», собиравшего бюджетный Logan (занимает около 70% в продажах компании), а с началом восстановления спроса весной этого года вновь образовался дефицит Logan и хетчбэков Sandero (с 2010 г. собираются на том же конвейере), объясняет он. Но в начале этого года «Автофрамос» удвоил мощности до 160 000 автомобилей в год и начал наем и обучение рабочих, в результате с сентября завод будет работать в две смены на полную мощность и к концу года решит проблему с дефицитом, обещает Эстев.

Рекорд хочет поставить и Audi – она продаст 19 000–20 000 машин против 17 076 в 2008 г., рассчитывает член правления Audi Петер Шварценбауэр. Однако восстановление всего рынка до докризисных показателей он ожидает только к 2015 г., когда, по его прогнозам, будет продано 3 млн автомобилей. Но продажи Audi будут вдвое больше нынешних, в том числе и за счет увеличения числа дилеров вдвое до 88, рассчитывает он.

Некоторые компании уже установили рекорды. Так, BMW по итогам семи месяцев 2010 г. продала 11 301 автомобиль, раньше ей столько никогда не удавалось, сообщил президент BMW Group в России Петер Кроншнабель. Воодушевленная успехами компания планирует к концу этого года расширить дилерскую сеть до 60 компаний. Mercedes-Benz также установила в июле абсолютный рекорд месячных продаж – 1848 автомобилей, заявил гендиректор «Мерседес-Бенц рус» Юрген Зауэр. Прогноз он не делает, но отмечает, что до конца года у компании появится несколько новых дилерских центров.

Продажи Bentley по итогам семи месяцев выросли на 35% и компания не сможет установить рекорд только из-за нехватки автомобилей – они уже практически все проданы, поэтому в 2010 г. рост к 2009 г. составит всего 15%, рассказал «Ведомостям» руководитель марки в России Вагиф Бикулов. Спрос сейчас выше, чем до кризиса, утверждает он: за август продано 15 Bentley, тогда как в самом удачном для марки 2007 году продажи в этом мертвом с точки зрения деловой активности месяце не превышали пяти автомобилей. Уже продано не только шесть выделенных на Россию в этом году машин новой модели Bentley Mulsanne, но и 30 этих автомобилей, выделенных на следующий год, рассказал он. Цена Bentley Mulsanne составляет от 450 000 до 600 000 евро.

Другие компании более осторожны в прогнозах.

Так, Nissan рассчитывает в этом году продать 83 000–84 000 автомобилей против 64 221 в прошлом году, рассказал «Ведомостям» директор по продажам «Ниссан мотор рус» Андрей Акифьев. Однако до пикового уровня 2008 г., когда у компании купили 146 548 автомобилей, Nissan, конечно, не дотягивает. Слишком много времени занимает процесс восстановления производства – ведь постепенно должна наращивать заказы вся цепочка поставщиков, которых порой связывают большие расстояния, вот и складывается дефицит, объясняет Акифьев. Только с сентября начнет работать во вторую смену и «GM-АвтоВАЗ», что позволит ему увеличить объемы сборки с нынешних 130 до 196 машин в сутки, производство Chevrolet-Niva в 2010 г. вырастут до 37 000 (прогноз продаж компания не раскрывает, в 2008 г. продано 47 486 машин), рассчитывает гендиректор компании Джеффри Гловер. Но в следующем году компания может собрать куда больше автомобилей – при условии сохранения спроса, который зависит в первую очередь не от государственных стимулирующих программ, а от состояния российской экономики, подчеркивает он. В целом продажи марки Chevrolet в 2010 г. будут немногим больше 2009 г., что является хорошим показателем с учетом того, что компания отказалась от производства пользующегося популярностью бюджетного Lanos, сказал гендиректор «Дженерал моторс ДАТ СНГ» Александр Мойнов.

Крупнейшие российские дилеры уверены, что говорить о полном восстановлении рынка еще нельзя. «Мы считаем, что объемы продаж автомобилей в России вернутся на докризисный уровень только в 2014 г.», – заявил вчера на конференции ассоциации «Российские автодилеры» главный управляющий директор розничного подразделения «Рольфа» Сергей Щербинин (в 2010 г. компания рассчитывает продать 45 000 автомобилей против более чем 69 000 в 2008 г.). С ним согласен управляющий директор группы «Независимость» Эрик Блондо. Правда, отмечает он, сама «Независимость» рассчитывает вернуться на уровень продаж 2008 г. уже в 2011 г.

Спрос пока ниже, чем до кризиса, подчеркивает Щербинин. Очереди, образовавшиеся за отдельными моделями автомобилей, короче, чем в 2008 г., при том что сейчас дилеры заказывают намного меньше автомобилей, чем тогда. Есть примеры, что, как только дилеры значительно увеличивают объем заказанных автомобилей, те начинают простаивать в салонах, добавляет он. Действительно ли восстановился рынок, станет ясно в IV квартале, когда в Россию поступят все автомобили, заказанные дилерами весной, когда они увидели рост спроса, считает Щербинин.

Пока продажи 25 крупнейших российских автодилеров действительно растут медленнее рынка в целом, рассказал руководитель автомобильной практики PricewaterhouseCoopers Стэнли Рут. За семь месяцев они увеличили продажи на 4%, тогда как рынок вырос на 9%. Причина в том, что сейчас лучше всего продаются самые дешевые и самые дорогие автомобили, а у крупных дилеров 80% выручки приходится на автомобили среднего класса, доля которых на рынке в последние 1,5 года снижается, отмечает Рут. Из-за вызванного программой утилизации всплеска спроса на отечественные автомобили динамика продаж в регионах намного лучше, чем в Москве. У 25 крупнейших дилеров они за семь месяцев выросли на 34%, тогда как в столице остались примерно на уровне 2009 г. По мнению Щербинина, Блондо и Рута, продажи в 2010 г. составят 1,6 млн легковых автомобилей. Янеба из Skoda надеется на 1,7 млн.