РЖД обяснила рост прибыли сокращением расходов

По словам старшего вице-президента монополии Вадима Михайлова, госсубсидии - второстепенный фактор показателей компании.
А.Махонин

Консолидированная прибыль группы РЖД по МСФО в 2009 г. составила 152,2 млрд руб., что вдвое больше, чем годом ранее, сообщил во вторник старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов. При этом консолидированная выручка снизилась на 4% - до 1,154 трлн руб., а выручка от основного бизнеса – грузовых перевозок – сократилась на 6% - до 833,4 млрд руб. По словам Михайлова, значительный рост прибыли, несмотря на сокращение выручки, объясняется в первую очередь существенным снижением расходов – операционные расходы в 2009 г. сократились до 999,8 млрд руб. Основными статьями сокращения расходов были снижение запаса топлива и других товаров – цены вернулись на уровень 2007 г. Кроме того, в прошлом году около половины сотрудников РЖД работали в режиме неполного рабочего дня, что позволило сократить затраты на оплату труда на 13%.

Второй причиной роста прибыли стали государственные субсидии из федерального и местных бюджетов, отметил Михайлов. В прошлом году объем субсидий составил 80,1 млрд руб., в то время как в 2008 г. – лишь 23,1 млрд руб. Как пояснил заместитель начальника департамента корпоративных финансов РЖД Павел Ильичев, в значительной степени рост субсидий был обусловлен компенсацией государством недостаточного повышения тарифов в 2009 г. «Если бы государство не стало занижать тариф, то соответствующий рост мы бы увидели в доходах», - отметил он.

Чистый долг группы РЖД в 2009 г. вырос с 441 до 507,3 млрд руб., но при этом показатель чистый долг к EBITDA сократился с 2,02 до 1,54, рассказал Михайлов. Целевым уровнем является нахождение этого показателя в границах от 1,5 до 2,0. РЖД рассчитывает сохранить его в этих границах и далее, отметил он. Уровень долга отдельно ОАО «РЖД» сейчас находится в районе 320-330 млрд руб., как и планировалось. Компания намерена сохранять этот объем долга и в дальнейшем.