Бизнес
Бесплатный
Максим Товкайло| Анна Перетолчина| Наталия Биянова|Анастасия Дагаева
Статья опубликована в № 2717 от 21.10.2010 под заголовком: Продать на триллионы

«Роснефть» перестанет быть государственной компанией

За пять лет правительство планирует продать 900 предприятий и заработать почти 2 трлн руб. Инвесторам будет из чего выбирать, им предложат, в частности, «Роснефть», Сбербанк, ВТБ, РЖД, «Совкомфлот», «Аэрофлот»
С. Портер

Вчера на совещании у премьера Владимира Путина обсуждались планы по приватизации до 2015 г. Правительство собирается выставить на продажу около 900 предприятий и заработать 1,8 трлн руб., сообщил после совещания первый вице-премьер Игорь Шувалов. Назвал он и самые крупные активы, с которыми государство готово расстаться.

Сырье и энергетика

В 2012–2015 гг. может быть продано до 15% акций «Роснефти» (госдоля снизится до 60%), решение зависит от рынка, сообщил Шувалов. До 2013 г. будут проданы 8% «Русгидро», добавил он, а 4,11% ФСК приватизируют, как только акция подорожает до 50 руб. с нынешних 36 руб. (госдоли уменьшатся до 51 и 75%). Предложения Минфина о продаже долей в «Транснефти» и «Зарубежнефти» не одобрены, сообщил Шувалов.

Не нужно торопиться и с продажей «Роснефти», считает Денис Борисов из Банка Москвы: нефтяные компании – не в числе фаворитов фондового рынка, для «Роснефти» ситуация усугубляется возможной отменой налоговых льгот для Ванкорского месторождения, капитализация компании с начала года снизилась почти на 25%. Для успешной продажи госпакета на бирже нужны новые идеи, например новая налоговая система, полагает он.

«Русгидро» можно будет продать уже в 2011 г., полагает Михаил Расстригин из «ВТБ капитала»: с 1 января в России полностью либерализируется рынок электроэнергии и должен заработать рынок мощности. Это позволит увеличить стоимость компании примерно на 40%, отмечает он. Акции ФСК можно продать и раньше – на стоимость будут влиять тарифы на 2011 г., объясняет Расстригин. Пакеты в этих компаниях, по его мнению, могут быть интересны крупным иностранным фондам.

Банки и село

Среди крупных приватизируемых активов – 9,3% акций Сбербанка (у государства остается 51%), 20–25% ВТБ (65,5–60,5%) и 25% Россельхозбанка (75%). Правительство готово расстаться даже с контрольным пакетом ВТБ, если будут «серьезные портфельные инвесторы и капитализация банка повысится», сказал Шувалов. Пока же государство собирается продать 10% ВТБ в 2011 г. и еще 10–15% через год.

Такая масштабная приватизация – сигнал мировому сообществу, что российская банковская система адаптирована и устойчива, ведь в кризис во многих странах доля государства в банковском секторе выросла, отмечает зампред правления Сбербанка Белла Златкис. Для Сбербанка приватизация – это возможность увеличить free float, говорит она. Сейчас более 60% у ЦБ, значительная часть акций – у консервативных инвесторов, которые держат их по нескольку лет, сетует Златкис: «Низкий free float повышает волатильность бумаг».

В планах правительства поделиться с активами и в сельском хозяйстве. На продажу могут быть выставлены 100% Объединенной зерновой компании, 50% минус 1 акция «Росагролизинга» (останется контроль), сообщил Шувалов.

Транспорт

До 2013 г. госдоля в «Совкомфлоте» уменьшится до 50% плюс 1 акция, с 2013 по 2015 г. планируется продать 25% минус 1 акция в РЖД (сейчас у государства по 100%). Готово правительство и к приватизации полностью принадлежащего ему «Шереметьево», сообщил Шувалов, не назвав доли: судьба аэропорта будет решена после рекомендаций консультантов о развитии Московского авиаузла. А акции «Аэрофлота» правительство согласилось бы продать стратегическим инвесторам (у государства 51,17%), сказал Шувалов.

Минтранс поддерживает приватизацию «Совкомфлота» и «Шереметьево», говорится в письме ведомства министру экономики Эльвире Набиуллиной (копия есть у «Ведомостей»). Минтранс советует продать 5–10% «Шереметьево» управляющей компании, а 40–45% – на рынке. К продаже остальных акций можно вернуться не раньше 2013 г., считает Минтранс. «Совкомфлот» – одна из крупнейших танкерных компаний мира, она будет интересна как иностранным инвесторам, так и сырьевым компаниям или трейдерам, рассуждает Георгий Тараканов из «ВТБ капитала».

Но Минтранс против приватизации «Аэрофлота» и РЖД. Продажа 51,17% акций «Аэрофлота» пока невозможна, категоричен Минтранс. Один из аргументов – реорганизация «Аэрофлота», которому будут переданы акции шести авиакомпаний: «России», «Владивостокавиа», «Саратовских авиалиний», «Сахалинских авиатрасс», «Кавминводыавиа» и «Оренбургских авиалиний». Передача активов увеличит долги «Аэрофлота», что снизит его капитализацию, предупреждает Минтранс, продажу госпакета следует обсуждать не ранее 2015 г.

РЖД через несколько лет станет только инфраструктурной компанией, отмечает Минтранс, продавать нужно «дочки» – Первую и Вторую грузовые компании, а также «Трансконтейнер». Инвестиции в РЖД могут быть не очень интересны частным инвесторам, ведь их цель – прибыль, говорит Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий: «А у государства в РЖД могут быть другие задачи – например, поддержка через нее промышленности».

Бюджета ради

Одобренные к продаже до 2013 г. активы попадут в программу приватизации на ближайшие три года. Доходы от нее станут одним из основных источников покрытия дефицита бюджета. В 2011 г. приватизация должна принести 298 млрд руб., в 2012 г. – 276 млрд, в 2013 г. – 309 млрд.

Такая масштабная приватизация даст деньги на финансирование дефицита и позволит государству меньше занимать, отмечает Златкис. Приватизация крупных компаний занимает много времени, отмечает замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев, нужны долгосрочные планы. Широкий перечень позволяет приостановить продажу одного актива и заменить его другим без ущерба для бюджета, резюмирует эксперт.

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать