«Транснефть» хочет поменять железнодорожный терминал на трубопровод

«Транснефть» придумала, как стать владельцем нефтепровода Ванкор – Пурпе: она предлагает «Роснефти» обменять трубу на железнодорожный терминал в Козьмино

«Роснефть» пересмотрела проект завода в Приморье, решив строить там нефтехимический комплекс, говорил президент компании Эдуард Худайнатов. Предполагается, что завод будет состоять из нефтеперерабатывающей (на 5 млн т) очереди, которая будет производить нафту для производства нефтехимии (3,5 млн т). Запуск последнего намечен на 2016–2017 гг., а вот решение о строительстве нефтепереработки не принято. Если компания будет поставлять нафту с других заводов, НПЗ в Находке можно и не строить, отмечает аналитик Банка Москвы Денис Борисов.Представители «Роснефти» и «Транснефти» от комментариев отказались.

Ванкор – Пурпе

Нефтепровод. Соединяет Ванкорское месторождение «Роснефти» с нефтепроводной системой Пурпе – Самотлор, которая связывает месторождения Западной и Восточной Сибири с ВСТО.

О готовности выкупить у «Роснефти» нефтепровод Ванкор – Пурпе (см. справку) «Транснефть» заявила еще в 2009 г.: такое поручение монополии дало правительство. Но согласовать схему сделки до сих пор не удалось. Нефтяная компания запросила за трубу около 70 млрд руб. «У нас таких денег просто нет», – сетовал президент трубопроводной монополии Николай Токарев в начале 2010 г. Вчера он предложил «Роснефти» новую схему: с «небольшой» доплатой обменять Ванкор – Пурпе на ее железнодорожный терминал в Козьмино, передает «Прайм-ТАСС» слова Токарева.

Железнодорожная эстакада находится в порту Козьмино и переваливает 15 млн т нефти в год, но с введением второй очереди ВСТО эстакада будет не нужна – все объемы нефти пойдут по трубе. Тогда актив и можно будет передать «Роснефти», уточнил Токарев. По его данным, «Роснефти» терминал нужен для будущего НПЗ в Находке: «Они планируют доставлять нефтепродукты (нафту) со своих заводов – Комсомольского, Ангарского и в объеме более 5 млн т перерабатывать на новом заводе. Им все равно понадобится железнодорожная инфраструктура» (цитата по «Интерфаксу»).

Если схему обмена активами утвердят, «Транснефти» придется много доплачивать за Ванкор – Пурпе, отмечает Борисов, оценивая терминал в 6–7 млрд руб. Пока идут переговоры, нефтепровод может подорожать: после расширения его мощности (с 25 млн до 33 млн т нефти в год) стоимость увеличится до 120 млрд руб., говорил бывший гендиректор «Ванкорнефти» («дочка» «Роснефти») Александр Дашевский.

Расширение Ванкор – Пурпе нецелесообразно из-за строительства нефтепровода Заполярное – Пурпе (от соседних с Ванкором месторождений), считает Токарев. Реализовать этот проект монополия хочет в партнерстве с ТНК-ВР, «Газпром нефтью» и «Лукойлом». Формирование СП «Заполярье» уже завершено, заявил Токарев. В течение двух лет «Транснефть» внесет в СП 15 млрд руб., после чего нефтяники выкупят допэмиссию (у монополии останется 25% плюс 1 акция). Владельцами трубы компании будут недолго: в 2016–2020 гг. «Транснефть» равными траншами выкупит их доли в СП, говорят сотрудники двух нефтяных холдингов, отмечая, что все компании имеют равные доли в «Заполярье». Представители «Газпром нефти», «Лукойла» и ТНК-ВР комментировать детали отказались.