Громкие пожары обернулись для бизнеса новыми поборами

По словам предпринимателей, пожарное законодательство устроено так, что не заплатить нельзя - инспектор всегда найдет нарушение.
С.Портер

После нескольких пожаров, самым громким из которых был случай с пермским клубом «Хромая лошадь», пожарные ужесточили проверки заведений сферы услуг. Исполнить их требования малому бизнесу часто не под силу, выяснили в Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).

Ужесточение контроля произошло за счет внеплановых проверок. По сравнению с предыдущим годом их число выросло примерно на 9%, по данным МЧС России.

«В прошлом году, после того как сгорела «Хромая лошадь», начались массовые проверки и таксы взяток у пожарных поднялись и составляли от $500 до $10 000 c точки», – рассказал московский ресторатор. Прикрываясь поручением президента, они сделали бизнес на трагедии, считает он. «По оценке моих знакомых рестораторов, по России они собрали дань как минимум в полмиллиарда долларов, – продолжает ресторатор. – И в годовщину трагедии было нечто похожее, хотя никаких нарушений в моем заведении, к примеру, не было».

По его мнению, пожарное законодательство устроено так неадекватно, «что не заплатить нельзя: у инспектора всегда найдется какое-то письмецо, согласно которому нарушение все-таки обнаружится».

Разобраться в вопросах пожарной безопасности и соответствовать всем – порой противоречивым – требованиям закона способен далеко не каждый предприниматель. НИСИПП попытался выяснить, какие этапы общения с органами пожарного надзора стали для них самыми трудно преодолимыми в 2010 г., опросив 250 предпринимателей. Больше всего недовольных действиями пожарных работает в сфере услуг: 31% из них считает, что претензии к их компаниям были несправедливыми.

В сфере производства такое мнение высказало 25%. Именно на рестораны, кафе, клубы и магазины – «места массового пребывания людей» – и было нацелено большинство внеплановых проверок.

Плановые проверки проводятся раз в три года, внеплановые – по усмотрению пожарных, если есть основания. При проверках инспектора выдают предписание: какие нарушения и в какие сроки надо устранить. Позже они приходят с повторной проверкой.

В 2010 г. во время плановых проверок нарушения выявлялись в 80% случаев: практически всегда при этом инспектор вручал предписание, а в 70% случаев назначал штраф. При этом минимальный размер штрафа составлял 500 руб., максимальный – 100 000 руб., утверждают в НИСИПП. В каждом третьем случае нарушения были незначительными и ликвидировались в присутствии инспектора. Например, запасной выход завален коробками – и их тут же убирали.

5% респондентов сказали, что им приходилось давать взятки или дарить подарки инспекторам за то, чтобы они выставили нужную «оценку».

Впрочем, основные издержки приходятся на исполнение требований пожарных, замечает Александр Литвак, руководитель проектов НИСИПП. Большинство предпринимателей убеждены, что пожарные предъявляют им справедливые требования, но выполнить их зачастую не могут. В случае повторной проверки в 55% случаев предписание оказывается невыполненным: не хватает средств или технических возможностей. Кроме того, предприниматели часто не могут понять, каким требованиям они должны соответствовать, а заплатить специалисту-консультанту маленькие компании тоже могут не всегда.

Вступление в силу нового технического регламента по пожарной безопасности лишь усложнило ситуацию. «К примеру, объекты, построенные до мая 2009 г. – именно тогда регламент вступил в силу, – не должны ему соответствовать, но, если инспектор решит, что существует угроза жизни и здоровью, тогда может этого потребовать», – замечает Литвак. (Полная версия статьи - в завтрашних "Ведомостях")