Правительство может объединить московские аэропорты двумя способами

«Тройка диалог» по заказу правительства просчитала возможность объединения аэропортов «Домодедово», «Шереметьево» и «Внуково». Получилось, что контроль в объединенном холдинге получат владельцы «Домодедово»

Наилучшим вариантом слияния («Шереметьево» с учетом ОАО «Терминал» и консолидированного «Внуково») «Тройка» считает объединение в новой компании, в которой владельцы каждого аэропорта получат долю. Но предварительные расчеты «Тройки» показали: контрольный пакет в данном случае отойдет владельцам «Домодедово». Участники рынка и чиновники называют среди них председателя наблюдательного совета «Домодедово» Валерия Когана и председателя совета директоров Дмитрия Каменщика. «Домодедово» «Тройка» оценила в $4,1–5,1 млрд, «Шереметьево» – в $1,6–2,4 млрд, «Внуково» – в $0,5–0,7 млрд. Таким образом, государство получит лишь блокирующий пакет в объединенной компании, а совладельцы «Внуково» (правительство Москвы и частные инвесторы) и совладельцы «Терминала» («Аэрофлот», ВЭБ и ВТБ) станут миноритариями.

Об этом говорится в презентации «Тройки», датированной декабрем 2010 г. (копия есть у «Ведомостей»). Тогда же документ поступил в правительство, подтвердил «Ведомостям» чиновник Минтранса.

«Ключевая задача государства» – трансформировать аэропорты Московского авиаузла «в международный конкурентоспособный хаб с высоким уровнем эффективности и значительными перспективами роста», говорится в презентации. При этом авторы документа исходили из того, что акционерный контроль в объединенной компании должен остаться за государством. Это подтверждает и чиновник Минтранса.

Сохранить за государством контроль над объединенной компанией можно разными способами – от введения «золотой акции» и подписания акционерного соглашения до внесения дополнительных активов (каких – не говорится) или выкупа частично или полностью акций у других совладельцев объединенной компании.

Объединение позволит скоординировать развитие всех аэропортов, устранить конкуренцию между ними, облегчить поиск стратегического инвестора, привлекать финансирование на лучших условиях и проч. Кроме того, возможна специализация аэропортов – по направлениям (международный хаб, внутренние/внешние авиаперевозки, восточное/западное направление), ценовым нишам (low-cost/дешевые/дорогие авиакомпании) и типам перевозок (регулярные/чартерные; бизнес-перевозки, грузовая авиация), отмечается в презентации. В ней, однако, не указано, на чем именно будет специализироваться тот или иной аэропорт.

Впрочем, монополизация услуг может привести к ухудшению сервиса и росту цен для пассажиров и авиакомпаний, признаются авторы презентации.

Чиновники не решили, стоит ли следовать советам «Тройки». Есть концептуальное понимание того, что объединение аэропортов необходимо, но дьявол в мелочах, говорит чиновник аппарата правительства. Окончательное решение, объединять аэропорты или нет, должно быть принято на совещании у премьера Владимира Путина. Но его дата пока не назначена, говорит собеседник «Ведомостей». Решение будет принято к марту-апрелю, сказал источник, близкий к аппарату первого вице-премьера Игоря Шувалова. Пока никаких поручений по анализу объединения московских аэропортов не поступало, уверяет представитель Минтранса.

Но частные владельцы аэропортов объединяться не хотят. Необходима конкуренция, уверен источник, близкий к менеджменту «Домодедово». Объединяться можно было лет 20 назад – сейчас это невозможно: аэропорты с разной формой собственности, у каждого своя стратегия развития. В конце прошлого года акционеры «Домодедово» сообщили Шувалову и министру транспорта Игорю Левитину о нежелании объединять аэропорты, говорит собеседник «Ведомостей». Против и частные акционеры «Внуково», отмечает близкий к менеджменту аэропорта источник. Представители «Домодедово» и «Внуково», а также аппарата Шувалова от комментариев отказались.