Статья опубликована в № 2792 от 15.02.2011 под заголовком: «Сок» утек в Дубай

Бывшие владельцы «Ижавто» объявлены в розыск

Следственный комитет при МВД объявил в розыск основного владельца группы «Сок» Юрия Качмазова и нескольких топ-менеджеров «Сока» и «Ижавто». Следствие подозревает их в выводе активов завода-банкрота на 6,7 млрд руб.
Что осталось от «Сока». июль 2010 г.

группа объявила о продаже 50% «ВАЗ-траста», который объединял несколько автокомпонентных предприятий и торговых домов («Мотор-супер», «ВАЗинтерсервис», «Комплект ЛТД», ТД «Волгапроммаркет», «Автосвет», «Освар»).

2009 г.

компания продала дистрибутора автомобилей Sokia корейской Kia, ЗАО «Сызранская керамика» – польскому концерну Cersanit и ОАО «Самарадорстрой» – его топ-менеджерам.

январь 2011 г.

газета «Самарское обозрение» сообщала, что «Сок» продал производителя минеральной и питьевой воды «Лагуна» (23% на самарском рынке питьевой воды). В группе остались мостостроительный холдинг «Волгомост», дилерский холдинг, заводы по производству строительных материалов и т. д.

Группа «Сок»

Многопрофильный холдинг. основной бенефициар – Юрий Качмазов. выручка (2009 Г.) – 52 млрд руб. (оценка Forbes).

Следственный комитет при МВД (СК МВД) назвал подозреваемых в выводе активов завода «Ижавто», где в сентябре 2009 г. была введена процедура банкротства. Ими стали собственник группы «Сок» (владела заводом до начала 2009 г.) Юрий Качмазов, президент «Сока» Андрей Фролов, первый вице-президент Юрий Амелин, бывший гендиректор и директор по экономике и финансам «Ижавто» Михаил Добындо и Евгений Страхов, говорится в сообщении СК МВД. Все они, кроме Добындо, скрываются от следствия и объявлены в розыск, сообщил СК. Добындо сотрудничает со следствием и находится под подпиской о невыезде, объяснил сотрудник СК.

СК МВД проводит предварительное расследование дела по ст. 196 УК РФ («Преднамеренное банкротство»). Установлено, что в 2008–2009 гг. Качмазов, Фролов, Амелин, Добындо и Страхов вывели из «Ижавто» часть ликвидных активов (денежные средства, автомобили, акции и доли в уставных капиталах других предприятий) на сумму более 6,7 млрд руб., говорится в сообщении СК МВД.

В 2008 г. «Сок» договаривался о продаже «Ижавто» «АвтоВАЗу», однако стороны не сошлись в цене. В итоге 25% акций были проданы ее «дочке» «Иж-комплект», еще по 25% – компаниям «Норэкс» и «Гросс», учредителями которых в СПАРК на I квартал 2009 г. значились директор по качеству «Ижавто» Александр Евдокимов и заместитель главного инженера «Ижавто» Владимир Непрокин (сейчас по 99,9% в обеих компаниях принадлежат кипрским офшорам). Сумма сделки составила около $200 млн. Покупатели рассчитывались не деньгами, а автомобилями, которые выпускал завод.

Это вывод активов в чистом виде, считает председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе. Вопрос вызывает сама структура сделки: акции продаются менеджерам, однако расплачивается завод, в результате у него растет долговая нагрузка и ухудшается финансовое положение, говорит он.

«Группа «Сок» бросила «Ижавто» на произвол судьбы, выведя активы. Мы сейчас с Генпрокуратурой будем этим заниматься», – негодовал в мае 2009 г. председатель Счетной палаты Сергей Степашин. Однако проведенная палатой летом того же года проверка нарушений на заводе не нашла. Пытались найти признаки преднамеренного банкротства и МВД с Генпрокуратурой, в итоге были заведены уголовные дела, которые передали СК МВД. Обещал привлечь к уголовной ответственности бывших владельцев «Ижавто» и предправления Сбербанка Герман Греф; Сбербанк – основной кредитор «Ижавто», на него приходилось около 8 млрд руб. долга из 15 млрд руб. «Мы не простим тем людям, которые допустили мошеннические действия, эту ситуацию. Мы будем делать все, чтобы привлечь их к уголовной ответственности, думаю, что им заниматься бизнесом в стране дальше будет очень непросто», – говорил Греф в интервью Business FM в сентябре 2010 г.

Два близких к акционерам «АвтоВАЗа» источника рассказали «Ведомостям», что часть автомобилей «Сок» похитил довольно неожиданным способом: перенес забор, в результате чего как минимум часть склада с готовой продукцией оказалась за территорией «Ижавто» и уже не подпадала под обременение по кредитам Сбербанка.

«Ижавто» остановил работу в мае 2009 г., после того как Kia Motors и «АвтоВАЗ», для которых он собирал автомобили, прекратили поставки автокомпонентов – заводу нечем было за них расплачиваться. Компания возобновила работу лишь осенью 2010 г., сейчас там введено внешнее управление. Предполагается, что активы «Ижавто» выкупит «АвтоВАЗ», который начнет на них производство своих классических моделей, а также машин для Renault и Nissan.

Добындо уволился с «Ижавто» в начале 2010 г., с лета прошлого года он возглавляет «Объединенные автомобильные компоненты» – дочернее предприятие «Тройки диалог», которая управляет автокомпонентными предприятиями «Ростехнологий» и «АвтоВАЗа». Вчера он от комментариев отказался. Страхов с конца 2009 г. не работает в компании, сказал представитель «Ижавто». Качмазов и Фролов сейчас находятся в Объединенных Арабских Эмиратах, уверяют два источника, близких к «Соку». Качмазов покинул Россию еще в сентябре 2010 г., говорит один из них. Представители Сбербанка и «Ижавто» на запросы «Ведомостей» не ответили.

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать