«АвтоВАЗ» сменил «Северсталь» на НЛМК

Конфликт между «АвтоВАЗом» и «Северсталью» по вопросу цены на сталь оказался на руку НЛМК. Эта компания год назад прекратила сотрудничать с автозаводом, но теперь станет его крупнейшим поставщиком
А.Махонин

«АвтоВАЗ»

Автопроизводитель. Основные акционеры: Renault (25%), «Тройка диалог» (24,8%), «Ростехнологии» (18,8%). Капитализация – 46,1 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, 1-е полугодие 2010 г.): выручка – 62 млрд руб., прибыль – 3,1 млн руб.

На «Северсталь» приходится 60% поставок стального проката «АвтоВАЗу». Но компании еще с прошлого года спорили о цене металла на этот год. Вчера президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров объявил о завершении конфликта. Стороны договорились о следующем: поставки «Северстали» сократятся вчетверо и будут касаться лишь монопольных позиций. Цена вырастет на 12%, сказал Комаров. В течение нескольких дней компания заключит договоры с поставщиками стали, которые предложили заводу «существенно лучшие» условия, добавил он. Кто именно согласился поставлять концерну прокат вместо «Северстали», топ-менеджер не раскрыл. Он сказал лишь, что это российские предприятия, которые начнут поставки в апреле-мае 2010 г. Назвать условия соглашений он также отказался.

Формально переговоры не завершены, говорит представитель «Северстали». Стороны прорабатывают вариант соглашения, по которому металлургическая компания оставит за собой только позиции с высокой добавленной стоимостью, но среди них нет ни одной монопольной, уверяет он.

Основной пункт разногласий «Северстали» и «АвтоВАЗа» – базовая цена автолиста на 2011 г., рассказал близкий к «Северстали» источник. Стороны пытаются договориться о формуле цены, привязанной сразу к нескольким индексам. Тольяттинский завод закупал прокат на 30% дешевле конкурентов. Для «Северстали» эти поставки были убыточными. Поэтому металлургическая компания настаивала на увеличении базовой цены проката на 30%, говорит источник.

Но «АвтоВАЗ» категорически не устраивали эти условия. Рост стоимости стали на 1% приводит к падению продаж машин на 4–4,5%, подчеркнул Комаров. Уже весной согласно формуле цены, заложенной в контракте автозавода с «Северсталью», прокат подорожал бы еще примерно на 12–13% вслед за мировыми ценами на сталь, отметил он.

В России лишь три компании производят автолист – «Северсталь», ММК и НЛМК, говорит аналитик «Уралсиба» Дмитрий Смолин. 40% проката на «АвтоВАЗ» поставляет ММК, но сейчас компания не может увеличить поставки: ее мощности по производству автолиста загружены на 100%, сказал ее представитель.

Дополнительные мощности появятся только с началом работы нового стана-2000, первая очередь которого будет введена в июле этого года, говорит он.

«АвтоВАЗ» договаривается о поставках стали с НЛМК, рассказали «Ведомостям» два источника, близких к обеим компаниям. Изначально комбинат предлагал особые условия, например предоплату, но сейчас он не настаивает на этом, говорит один из них. Таким образом, на долю НЛМК может прийтись 45% поставок «АвтоВАЗу».

Представители «АвтоВАЗа» и НЛМК от комментариев отказались. НЛМК поставлял прокат на «АвтоВАЗ» до кризиса, однако осенью 2008 г. автозавод стал копить долги перед комбинатом, в результате в 2009 г. компании разорвали отношения. В декабре 2010 г. представитель НЛМК говорил, что его компания периодически поставляет на завод свою продукцию и заинтересована в новых клиентах.

НЛМК во время кризиса разорвал длинные контракты не только с «АвтоВАЗом», но и с другими автозаводами и поставлял им металл по спотовым ценам, уточняет Смолин. Большая доля продукции компании идет на экспорт, и ей было бы интересно расширить продажи на российском рынке. Ведь внутренние цены выше, поэтому заключение контракта на определенные объемы поставок ей может быть выгодно, считает он. Вместе с тем НЛМК – одна из самых эффективных сталелитейных компаний мира, поэтому в отличие от «Северстали» может несколько снизить цену своей продукции без заметного ущерба для рентабельности, указывает аналитик.