Ford получит в России новую площадку для сборки автомобилей

«Соллерс» решил сменить партнера. Сотрудничество с Fiat будет свернуто. Место итальянской компании займет Ford

Счет в пользу Ford. 90166

легковых и легких коммерческих автомобилей Ford было продано в России в 2010 г.

23172

автомобиля за тот же срок реализовала Fiat Group. Данные АЕБ

Ford и «Соллерс» создают СП, в котором сторонам будет принадлежать по 50%, сообщили компании в пятницу. Ford передаст в СП Всеволожский завод мощностью 125 000 автомобилей в год, а также импорт и дистрибуцию своих автомобилей на территории России. «Соллерс» – сборочные заводы в Набережных Челнах и особой экономической зоне «Алабуга» в Татарстане совокупной мощностью 200 000 автомобилей в год, говорит представитель компании. Сейчас там собираются легковые Albea и Linea, а также легкие коммерческие Ducato и Doblo. Также «Соллерс» внесет в СП строящиеся в Татарстане заводы по производству двигателей и штамповки, добавляет представитель компании. СП заработает в конце 2011 г. Ford и «Соллерс» уже подали в Минэкономразвития документы на получение Ford Sollers доступа к режиму промышленной сборки по новым правилам.

До этого предполагалось, что партнером «Соллерса» станет Fiat. Год назад компании подписали меморандум о создании СП. Со стороны «Соллерса» в него должны были войти завод в Набережных Челнах, а также мощности Заволжского моторного завода, со стороны Fiat – лицензии и проч. Предполагалось, что мощности СП в 2016 г. достигнут 500 000 автомобилей в год. Партнеры собирались выпускать девять моделей автомобилей классов C и D, а также кроссоверы и внедорожники, из них около 30% – под брендом Jeep.

Инвестиции в проект оценивались в 2,4 млрд евро, из них на 2,1 млрд евро компании хотели получить льготный кредит ВЭБа. Банк мог получить 10% в СП. Но представленный теперь уже бывшими партнерами бизнес-план не дает структурировать сделку. Кроме того, «Соллерс» так и не представил весь необходимый для этого пакет документов, говорил в декабре 2010 г. председатель ВЭБа Владимир Дмитриев. Причиной разрыва точно не был банк, уверяет его сотрудник. Представитель ВЭБа от комментариев отказался. Причину разрыва не называют и представители Fiat и «Соллерса».

Теперь Fiat может лишиться производства в России. До конца 2011 г. выпуск Ducato прекратится, рассказал «Ведомостям» чиновник правительства Татарстана. Вместо них будут выпускаться Ford Transit. Со временем в Татарстане будет организована и сборка легковых автомобилей Ford, продолжает чиновник. Скорее всего «Соллерс» завершит и производство легковых Fiat, полагает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Представители компаний это не комментируют.

Наверняка инициатором разрыва стал именно «Соллерс», считает Сахнова. Fiat – куда менее раскрученная в России марка, чем Ford (см. врез). В отличие от итальянской компании у Ford уже есть завод в России. А значит, СП может начать работать гораздо раньше, инвестиции будут значительно меньше, а риски такого партнерства существенно ниже, чем у альянса с Fiat, указывает Сахнова.

Для Ford это тоже выгодная сделка: компания уже выходит на предельный уровень мощностей, считает Сахнова. Всеволожский завод в 2011 г. будет загружен практически полностью: автопроизводитель намерен собрать около 100 000 Ford Focus и 20 000–21 000 Ford Mondeo, говорит сотрудник одного из поставщиков компании.

Но увеличить мощность предприятия невозможно – не хватает земли, объясняет чиновник правительства Ленинградской области.

Каковы будут производственные мощности Ford Sollers и какого объема инвестиций она потребует, представители компаний не говорят. Сахнова оценивает инвестиции в $700–800 млн.

Немцы наступают

Планируют также создать альянс группа ГАЗ и Volkswagen. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на директора департамента Минэкономразвития Дмитрия Левченкова. Компании намерены развивать производство как в Калуге (где у Volkswagen есть завод мощностью 150 000 автомобилей в год), так и в Нижнем Новгороде (у группы ГАЗ простаивает линия по сборке 160 000 автомобилей в год), сказал он.

Речь идет о создании СП, куда войдут как калужский завод, так и линия группы ГАЗ, передало Reuters со ссылкой на неназванные источники. При работе в три смены завод в Калуге сможет выпускать до 180 000 автомобилей в год, отметил один из них. В Нижнем, по данным агентства, будут собираться Volkswagen Jetta, а также Skoda Octavia и Yeti (по 40 000–50 000 в год). Источник «Ведомостей», близкий к одному из участников СП, и чиновник правительства Нижегородской области подтвердили эти планы. В начале февраля группа ГАЗ договорилась с General Motors о сборке на своих мощностях 30 000 Chevrolet Aveo в год начиная с 2012 г. Однако в этом случае речь шла только о контрактной сборке, эти машины будут собираться на конвейере, где сейчас выпускаются «Газели», утверждает чиновник.

Иностранным компаниям выгодно создавать СП с российскими автопроизводителями. Правила промсборки подталкивают их к наращиванию мощностей, но объединение с компаниями, уже имеющими незадействованные мощности, позволяет снизить размер капиталовложений, рассуждает Сахнова.