Каковы причины дефицита моторного топлива в российских регионах

Дефицит топлива на АЗС могли спровоцировать нефтяные компании. В пострадавших регионах они прекратили оптовые продажи бензина и дизеля независимым владельцам АЗС

А в Минэнерго прошло совещание по ситуации в Алтайском крае, сообщил советник министра Дмитрий Клоков. Правда, чиновники и нефтяники ограничились решением «интенсифицировать биржевые торги», добавляет он. А «Роснефть» и «Газпром нефть» обещали увеличить отгрузки топлива на Алтай.

С дефицитом топлива столкнулись как минимум 10 регионов. Где-то приобрести бензин не могут пока владельцы АЗС (Белгород, Новосибирск, Брянск, Мурманск, Сахалин). Но в Алтайском крае и Воронежской области топливо исчезает и из розничной продажи. «В течение четырех дней в Алтайском крае прекратила работу половина АЗС, люди стоят в очередях по три часа», – рассказывает президент Алтайского топливного союза Юрий Матвейко. Ситуация в Воронеже аналогична: независимые АЗС закрываются, на заправках нефтяных компаний очереди, говорит вице-президент Воронежской топливной ассоциации Павел Паринов. «В Новосибирске ситуация драматична, – говорит владелец местной сети АЗС «Беркут» (пять заправок) Михаил Сенчук. – Запасов топлива хватит максимум до конца недели».

Представители «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойла», ТНК-ВР наличие очередей на заправках или ограничения по продаже бензина «в одни руки» отрицают.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю возбудило в отношении «дочек» «Роснефти» и «Газпром нефти» дело по признакам картельного сговора. В Белгородской области началось расследование.

Топливный кризис застиг премьера Владимира Путина в Дании. Из Копенгагена он поручил «руководителям всех соответствующих ведомств» незамедлительно провести тщательный мониторинг ситуации, доложить о ее причинах, реализовать «необходимые меры» по ее стабилизации, рассказал его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Причины выясняет ФАС, отчиталась вчера вечером служба: более чем в 20 регионах России (точный список не приводится) начались комплексные проверки. Объяснить причины дефицита служба потребовала у всех крупных нефтяных компаний – «Роснефти», «Лукойла», ТНК-ВР, «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», «Татнефти», «Башнефти» и «Альянса».

Причина кризиса в том, что независимые АЗС фактически остались без доступа к оптовому рынку, говорит замдиректора ИАЦ «Кортес» по развитию Павел Строков.

Раньше независимые АЗС покупали оптовые партии топлива в основном по прямым договорам у нефтяных компаний, рассказывает Матвейко. Но в феврале Путин поручил снизить цены на бензин и в рознице, и в опте. Нефтяники это сделали, но существенно ограничили продажи по прямым договорам, говорит Матвейко, заявки независимых просто не принимаются. То же самое говорят Сенчук и Паринов. «Мы можем покупать бензин на бирже, но на ней цены взлетели», – отмечает Матвейко. Купленный на бирже Аи-92 придется в розницу продавать не дешевле 28 руб. за литр при текущих среднероссийских у нефтяников 23,6 руб., добавляет Паринов: «Понятно, что мы не выдерживаем конкуренцию».

«Газпром нефть» продолжает отгрузки по прямым договорам независимым АЗС, уверяет ее представитель, не раскрывая, изменились ли объемы. А вот «Роснефть» действительно прекратила отгрузку независимым АЗС, говорит представитель этой компании. Это сделано, чтобы избежать спекуляций.

Другую версию событий на Алтае вечером выдвинуло Минэнерго. В рознице и опте там доминируют независимые участники рынка (70% АЗС и 28 из 40 нефтебаз). Но независимые операторы снизили или приостановили закупку топлива с нефтебаз, так как оптовые цены превышают розничные цены на АЗС нефтяных компаний («Роснефти» и «Газпром нефти». – «Ведомости»), отмечено в сообщении Минэнерго.

Решение ситуации зависит от действий власти, говорит Строков. Есть два пути. Первый – вернуться к рыночному регулированию цен на топливо. Но это чревато удорожанием бензина в рознице, таким образом, власти признают неэффективность принятых ранее мер. Второй – заставить нефтяников нарастить объемы поставок в свои розничные сети в проблемных регионах. Дефицит будет ликвидирован, но вместе с ним умрут и независимые АЗС. А долго ли нефтяники смогут торговать бензином по замороженным розничным ценам – тоже непонятно, резюмирует Строков.

Нефтяники не виноваты в топливном дефиците, уверяют их представители. Причины в нежелании независимых игроков пользоваться рыночным инструментом торгов – биржей, говорит представитель «Роснефти», и в проводимых плановых ремонтах на НПЗ (у «Роснефти» ремонтируется один из семи НПЗ, один – у ТНК-ВР, у «Лукойла» – установка на одном из НПЗ). «Роснефть» вдвое снизила экспорт в этом году, а «Газпром нефть» на 10% увеличила отгрузки на внутренний рынок в 2011 г., сообщили представители этих компаний. Представители «Газпром нефти», «Башнефти», «Лукойла», ТНК-ВР, «Татнефти», «Сургутнефтегаза» о причинах кризиса говорить не стали.

Поставки нефти на российские НПЗ не снижались ни в марте, ни в апреле, следует из статистики Минэнерго и ЦДУ ТЭК: суточные объемы в марте на 0,2% выше прошлогодних (хотя и на 4,4% ниже февральских, но тогда был локальный рекорд). Сопоставимы и оперативные данные апреля: в 2010 г. поставки составляли в среднем по 652 690 т в сутки, на начало апреля этого года – 676 200 т, на 25 апреля – 670 600 т.