Автодилеры достигли докризисной рентабельности

Чистая выручка 35 крупнейших дилеров России в 2010 г. составила 570 млрд руб., на 27,6% больше, чем в кризисном 2009 году. Региональные компании росли быстрее лидеров: кризис спровоцировал передел и консолидацию рынка

Рынок легковых автомобилей 2010 г. вырос, по оценке PricewaterhousCoopers, на 31% до $33,7 млрд.

Третий год журнал «Автобизнесревю» составляет список крупнейших торговцев автомобилями. В нынешнем году в него включено 35 компаний вместо прежних 25. Кроме того, теперь выручка от продажи автомобилей и сервисных услуг приводится без НДС. Лидеры, по данным «Автобизнесревю», сохранили позиции (см. врез), но из первой десятки в число самых динамичных вошел только дилер Mercedes и BMW «Авилон», увеличивший оборот на 57% до 24,6 млрд руб.

Самый быстрый рост выручки – у новичка списка, московского «Автогермеса», дилера отечественных автозаводов и бюджетных иномарок, увеличившего продажи более чем на 90% (см. врез). Ему очень помогло закрытие конкурентов – «Элекс-полюса» и «Инком-авто», а также программа утилизации, объясняет главный редактор «Автобизнесревю» Сергей Баранов. Она увеличила продажи на порядок, признает сотрудник «Автогермеса».

Но больше всего в 2010 г. росли региональные дилеры, которые оккупировали вторую и третью десятку списка, указывает Баранов: из 35 компаний, входящих в список, 17 – региональные.

У компаний, сохранивших стабильное финансовое положение, была возможность экспансии, продолжает Баранов, они воспользовались закрытием или серьезными проблемами пострадавших от кризиса конкурентов – в Москве на дилеров иномарок кризис повлиял меньше.

Но доля Московского региона в продажах новых иномарок снизилась – с 41% в 2009 г. до 39% в 2010 г.

В регионах перекредитованные компании были вынуждены закрываться или расставаться с активами, сейчас многие активы в замороженном состоянии – у банков, сетует заместитель гендиректора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.

Поволжский «Транстехсервис», увеличивший выручку почти на 63% после закрытия в Казани крупного дилера «Нур авто», получил дилерство Kia и Volkswagen, а в Уфе ему досталась часть рынка пострадавших от кризиса «Автоленда» и других местных компаний, приводит пример Баранов. Нижегородский «Агат» вышел в новые города, где производители искали новых дилеров, рассказал сотрудник компании, в этом году дилер также рассчитывает не менее чем на 50%-ный рост продаж. «Модус» в Ставрополе занял место дилера «Дрим кар», получив дилерство Ford. «Наверное, мы недобирали часть потенциала перед кризисом», – отмечает коммерческий директор «Модуса» Николай Зайцев, подтвердивший правильность оценки оборота, данной «Автобизнесревю». По данным «Автобизнесревю», существует не менее 10 региональных дилеров с оборотом свыше 5 млрд руб., но они не раскрывают финансовых показателей, поэтому в список не попали.