Статья опубликована в № 2841 от 27.04.2011 под заголовком: Только бонусом не называй

Закон о торговле не изменил отношений поставщиков и розничных сетей

Больше 80% производителей продовольствия не заметили изменений в отношениях с розничными сетями после вступления в силу закона о торговле, а 76% из них признаются, что продолжают платить прежние бонусы, которые теперь на бумаге оформляются по-новому

За год работы по новому закону отношения поставщиков и розничных сетей практически не изменились, выяснила Ernst & Young (E&Y), опросив 31 компанию – крупного производителя продуктов питания (в том числе иностранных, российских и со смешанным капиталом). 10% респондентов не заметили никаких изменений, а еще 76% указывают, что теперь прежние отношения оформляются иначе, пишут аналитики E&Y в «Обзоре пищевой промышленности за 2010 г.». 81% респондентов признаются, что были вынуждены искать альтернативу бонусам: теперь они оплачивают, например, дополнительные услуги, связанные с маркетинговым продвижением товара в магазинах.

«В России узаконены всевозможные премии и бонусы, которые вгоняются в цену, и на прилавке цены будь здоров», – возмущался в июле 2009 г. первый вице-премьер Виктор Зубков. Главной целью вступившего в силу в феврале 2010 г. закона о торговле было сбалансировать межотраслевые отношения в торговле и межотраслевую рентабельность, а кроме того, сделать ценообразование на продукты понятным, напоминает источник в аппарате правительства. «Идея закона заключалась в том, чтобы уравнять переговорную силу розничных сетей и поставщиков. За исключением некоторых отраслей – молочной и соковой, например – конкуренция среди производителей выше, сами компании меньше и их позиция в переговорах слабее, чем у крупных сетей», – рассуждает член правления Союза производителей и поставщиков продовольственных товаров (Руспродсоюз) Максим Протасов. Закон запретил любые бонусы на социально значимые продукты питания и разрешил единственный вид вознаграждения – 10%-ный ретро-бонус – для остального продовольствия.

Закон о торговле в отношениях с сетями ничего не поменял, подтверждают поставщики данные E&Y. «Например, мой продукт стоит 100 руб. и раньше я давал скидку 10% плюс 15% бонус – теперь я просто даю цену 75 руб. Сумма издержек и чистые продажи не изменились, зато наша цена по факту стала ниже», – говорит производитель мясных изделий. «Если производитель раньше платил сети 15% бонусов, то сейчас – 10% разрешенного законом ретро-бонуса за объем и на 5% снижает цену поставки либо платит за дополнительные услуги», – подтверждает представитель производителя консервов. Дополнительными услугами могут быть, например, «донесение до потребителя информации о полезности продукта», «приоритетная выкладка», «телереклама в торговом зале» и т. п.

Закон все-таки внес коррективы в работу сетей и поставщиков, утверждает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский. «Его целью было формализовать существующие отношения и сделать структуру наценки более прозрачной. И это происходит – соотношение прямой торговой наценки сети и дополнительных сборов с поставщиков постепенно сдвигается в сторону последних, – объяснил он. – Общая маржа, т. е. средняя наценка, не изменилась, потому что просто обрезать ее нельзя – это те средства, на которые сеть существует. Сейчас она находится на среднемировом уровне – 20–25%».

Чиновники в курсе, что практикуются подобные механизмы взаимоотношений между сетями и поставщиками, говорит источник в аппарате правительства. «Но процесс, в результате которого рождаются дополнительные платы и бонусы под прикрытием маркетинговых и прочих услуг, – двусторонний, – подчеркивает он. – И если он имеет место, значит, в нем заинтересованы обе стороны». По его словам, правительство готово разбираться с каждым случаем и работать над совершенствованием закона, но только если будут поступать конкретные замечания и жалобы с четким описанием проблем.

Минпромторг совместно с другими ведомствами регулярно проводит плановый мониторинг хода реализации закона о торговле, говорит представитель министерства. «С учетом результатов этого мониторинга и в соответствии с поручением правительства министерство и другие заинтересованные ведомства готовят пакет предложений по совершенствованию торгового законодательства, который будет направлен в правительство во второй половине мая», – обещает представитель.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать