General Motors не будет искать новых партнеров в России

General Motors решила развивать бизнес в России без создания новых СП. За несколько лет компания инвестирует здесь более $1 млрд

General Motors

Автоконцерн. Акционеры: минфин США (35,5%), United Auto Workers (10,3%), Canada Gen Investments (9%). Капитализация – $48,7 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, I квартал 2011 г.): Выручка – $31,5 млрд, Прибыль – $3,2 млрд.

На прошлой неделе совет директоров General Motors (GM) утвердил стратегию развития в России, рассказал «Ведомостям» управляющий директор GM в России и СНГ Джим Бовензи (интервью с ним см. на стр. 05). Как предписывает соглашение о продлении правил промсборки до 2020 г., которое компания намерена заключить с Минэкономразвития, через несколько лет мощности GM в России вырастут до 350 000 автомобилей в год в основном за счет развития завода в Санкт-Петербурге – он сможет выпускать 230 000 машин (сейчас рассчитан на 60 000 штук, там производятся Opel Astra и Antara, Chevrolet Cruze и Captiva). Кроме того, с 90 000 до 120 000 в год будут расширены мощности СП «GM-АвтоВАЗ», которое сейчас собирает Chevrolet Niva. Туда будет перенесено производство Lada 4x4, который сейчас выпускается на «АвтоВАЗе».

Концерн обсуждал варианты создания СП с «Автотором» (там в режиме полного цикла собирается Chevrolet Lacetti, а в режиме крупноузловой сборки – несколько моделей Chevrolet, Opel и Cadillac), а также с группой ГАЗ (в начале года подписано соглашение о сборке на мощностях ГАЗа 30 000 Chevrolet Aveo в год), рассказывали федеральные чиновники и чиновник правительства Нижегородской области.

GM, как объявляла, будет собирать Aveo на ГАЗе и продолжит контрактную сборку машин на «Автоторе», но не будет ни создавать с кем-либо новых СП, ни покупать кого-либо, заявил Бовензи. С января компания рассматривала 6–7 вариантов развития в России, включая создание СП или приобретения, но решила развиваться самостоятельно: другие варианты требовали бы больших инвестиций, а также затрат на логистику, объяснил он. На создание завода в Петербурге GM уже потратила около $300 млн, однако дальнейшие инвестиции будут «значительно выше», сказал глава российской GM, отказавшись назвать конкретные цифры.

Группа ГАЗ не обсуждала с GM возможность создания СП, уверяет вице-президент ГАЗа Елена Матвеева. Был вариант покупки «Автотора», знает чиновник одного из министерств, курирующих автопром, однако от него было решено отказаться. «Автотор» не собирался продаваться, уверяет гендиректор компании Валерий Горбунов, речь шла лишь о создании СП. Однако GM отказалась от этого варианта.

Если бы СП с «Автотором» стало участником соглашения о промсборке, американцам пришлось бы выполнять достаточно жесткие требования по локализации и завозить большую часть компонентов из России, а это было бы слишком дорого и такой бизнес был бы неэффективным, объясняет Горбунов. Однако GM, по его словам, продолжит инвестировать в «Автотор». Для подготовки запуска производства Lacetti «Автотор» за свои деньги построил линию окраски мощностью 50 000 автомобилей в год, а GM за свой счет – линию сварки, напоминает он. Если американскому автоконцерну понадобится расширить мощности, то будет использована та же модель сотрудничества, но пока ни объем, ни сумма инвестиций не известны.

«АвтоВАЗ» будет развивать СП с GM, в котором им принадлежит по 41,6% (остальное – у ЕБРР), за счет собственных средств, в том числе инвестирует в разработку нового поколения Lada 4x4 и Chevrolet Niva на общей платформе, подтвердил представитель «АвтоВАЗа», не назвав объем инвестиций.

Масштаб проектов GM сопоставим с планами СП «Соллерса» и Ford, поэтому объем их инвестиций должен быть на одном уровне – около $1,5 млрд, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. В отличие от Ford у GM есть возможность развивать свою петербургскую площадку самостоятельно, поэтому ей было проще обойтись без привлечения партнеров, отмечает он.