Инвестклимат в России: «У мышки спросили, нравится ли ей кошка»

Сессия ПМЭФ с докладом Игоря Сечина об энергобезопасности перешла в дискуссию об инвестклимате и увенчалась новой шуткой президента Медведева

Одна из главных сессий Петербургского экономического форума - «Новые пути достижения энергетической безопасности» - началась вполне закономерно. Пик кризиса пройден, но нестабильность на энергорынках остается – волнения в Африке и на Ближнем Востоке, катастрофа в Японии и последовавший за этим «ядерный кризис» в Европе, перечисляли докладчики – вице-премьер Игорь Сечин и глава Международного энергетического агентства Нобуо Танака. При этом спрос на энергоресурсы растет, нужны новые проекты. А это огромные капиталовложения. И чтобы инвесторы вкладывали деньги, нужны гарантии для защиты их инвестиций. В итоге все закончилось обсуждением инвестиционного климата в России.

«Не пустые слова»

Тему инвестклимата еще утром поднял президент Дмитрий Медведев, открывая форум. А Сечин решил остановиться на «концепции стратегического партнерства», которая уже реализуется в России - и это «лишь первые шаги». Есть совместные проекты с такими грандами, как ВР, Exxon, Total, Statoil, CNPC и остальные, перечислял вице-премьер. То есть вопрос об открытости российской экономики – «это не пустые слова, мы наполняем их реальными делами». А основные принципы стратегического партнерства известны давно и не меняются: это «равноправие на взаимных интересах, долгосрочность и созданное на этой базе отношение доверия», напомнил Сечин. «Давайте работать, у нас нет предубеждений, - призвал вице-премьер и тут же добавил: - Мало говорить о необходимости улучшения инвестиционного климата, надо делать конкретные дела».

«Откройте регулирование»

Участники сессии – руководители тех самых грандов: ВР, Exxon, Total, Statoil и остальных. Их попросили высказаться, что нужно Западу от России, чем они могут помочь в нашей стране, довольны ли своими вложениями. Конкретнее всех был гендиректор итальянской Enel Фульвио Конти – правда, не без помощи модератора сессии, главы «Морган Стэнли Россия» Райра Симоняна.

Enel начала инвестировать в Россию пять лет назад, уже вложено свыше 5 млрд евро, в основном на покупку у РАО «ЕЭС России» ОГК-5. При этом правила энергорынка правительство России все время уточняет и меняет. «Если бы я знал, то не пришел», - отмечал еще в марте на конференции «Ведомостей» председатель совета директоров «Энел ОГК-5» Доминик Фаш (отвечая на вопрос, согласился бы он инвестировать в российскую электроэнергетику, если бы знал, что произойдет с реформой отрасли). «Но мы здесь, продолжаем работать и не планируем выходить из актива», - добавлял Фаш.

Примерно тот же вопрос задал Конти и Райр Симонян. И тот, выдержав паузу, вздохнул и ответил: «Я бы хотел вложить еще больше в будущем, но мне нужно [прозрачное] регулирование».

«Двустороннее движение»

Вступился за Россию гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов - руководитель компании, которая много инвестирует в России и пытается инвестировать за рубежом, как заметил Симонян (вряд ли без иронии). В 2009 г. «Сургут» купил 21% венгерской MOL за 1,4 млрд евро, вдвое выше рыночных котировок на тот момент, и за два года не смог даже провести представителей в совет директоров – Венгрия отказывалась регистрировать его в реестре акционеров MOL. А это была первая иностранная инвестиция «Сургута», который предпочитает не тратить деньги на покупки, а хранить их на депозитах.

Все в итоге должно закончиться хорошо: к 1 сентября Венгрия планирует выкупить пакет «Сургута» в MOL за 1,88 млрд евро. Будут ли еще иностранные покупки, Богданов наотрез отказывается комментировать. Но если в России законодательная база для защиты инвестиций ушла «достаточно далеко», то в ряде стран это совсем не так, например - в том же Евросоюзе, заметил топ-менеджер на сессии. А ведь «это должна быть улица с двусторонним движением», инвестиции россиян тоже нужно защищать, добавил Богданов.

«У мышки спросили…»

Точку под всем вышесказанным поставил в итоге Медведев, который посетил сессию, чтобы традиционно вручить премию «Глобальная энергия». «У вас такая очень жестокая дискуссия [вышла], - заметил президент. – Вы говорите об инвестиционном климате, позвав курирующего вице-премьера из правительства и случайно зашедшего сюда президента, это мне напоминает дискуссию между кошкой и мышкой, которых заперли в одной комнате и говорят: мышь, тебе нравится кошка или не очень?». Такое сравнение оценили почти все участники сессии, послышались довольные смешки (и почему-то казалось, что именно от иностранных инвесторов). Медведев, сам смеясь, продолжил шутку: «Вам нравится инвестиционный климат в России или у вас какие-то проблемы с этим?»

«Если говорить серьезно... - тут же сменил тон президент, - на самом деле такого рода рассуждения все равно очень полезны». Ведь всегда есть что-то, что кому-то не нравится, но не всегда инвесторы об этом говорят, а правительству России нужно анализировать, что происходит, а значит, не должно быть «недосказанностей», резюмировал Медведев.