Бизнес
Бесплатный
Анастасия Дагаева
Статья опубликована в № 2881 от 27.06.2011 под заголовком: «Роснефть» идет во «Внуково»

«Роснефть» выходит на рынок заправки самолетов

«Роснефть» намерена выйти на авиазаправочный рынок. Компания ведет переговоры о покупке доли в топливозаправочном комплексе (ТЗК) «Внуково». Как стало известно «Ведомостям», частные акционеры аэропорта готовы продать «Роснефти» 50% ТЗК за $600 млн
Д.Гришкин
«Внуково»

Третий по величине аэропорт Москвы. Пассажиропоток (2010 г.) – 9,5 млн человек. Доля правительства Москвы – 75% минус 1 акция в ОАО «Аэропорт «Внуково» (владеет и управляет старым терминалом для внутренних линий, а также новым – для всех линий, остальное – у «Внуково-инвеста»); 25% плюс 1 акция в ОАО «Международный аэропорт «Внуково» (терминал для международных линий; остальное – у «Внуково-инвеста»).

«Внуково-инвест» (владеет 25% ОАО «Аэропорт «Внуково») ведет переговоры с «Роснефтью» о продаже 50% ТЗК аэропорта, рассказал «Ведомостям» сотрудник «Внуково». Эта доля, по предварительной оценке, стоит около $600 млн, добавил он. Источник, близкий к «Роснефти», подтвердил факт переговоров. Но по цене и размеру пакета пока ясности нет, говорит он.

Инфраструктура ТЗК принадлежит четырем юрлицам. В скором времени имущество будет переведено на одну компанию. Ее акции и будут предложены «Роснефти», уточнил сотрудник «Внуково». Сейчас и продавец, и покупатель наняли независимых оценщиков, чтобы окончательно определиться со стоимостью актива. Закрытие сделки ожидается к осени, рассчитывает он.

У «Роснефти» пока лишь один ТЗК, да и тот в аэропорту Улан-Батора; введен в эксплуатацию летом 2010 г. В России компания лишь планирует построить два ТЗК (см. врез).

Позиции конкурентов «Роснефти» на этом рынке гораздо сильнее. «Лукойл» с 2004 г. обзаводится собственными ТЗК: они есть в аэропортах Нижнего Новгорода, Перми, Волгограда, Тюмени, Челябинска, Самары. В Санкт-Петербурге «Лукойл» владеет ТЗК совместно с «Газпром нефтью» в равных долях. «Газпром нефть» строит ТЗК в «Шереметьево» (при участии аэропорта); завершение строительства ожидалось в I квартале 2011 г., но сроки сдвинуты на начало 2012 г. Компания имеет ТЗК в аэропортах Мурманска, Томска, Новосибирска, Брянска; строит комплекс в Ульяновске, перечисляет представитель компании.

ТНК-BP в марте 2011 г. купила почти 75% акций компании-оператора «Топливозаправочный комплекс Шереметьево» (непосредственно инфраструктурой ТЗК не владеет). В 2011–2013 гг. нефтяная компания планирует потратить до $500 млн как на покупку ТЗК, так и на строительство новых, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на вице-президента ТНК-BP Дмитрия Устинова: ведутся переговоры о возможности участия в ТЗК аэропортов Екатеринбурга, Новосибирска, Ростова, Сочи, Краснодара. Компания готова рассмотреть предложения по участию в ТЗК «Внуково» и «Домодедово», указывал он. «Домодедово» никаких переговоров по этой теме не ведет, сообщил представитель аэропорта.

Нефтяники заметно активизировались на авиазаправочном рынке в 2008 г., когда цена продаваемого керосина в аэропортах через посредников была просто зашкаливающей – разница между стоимостью тонны топлива от производителя и «в крыло» колебалась от 20 до 50%, а в каких-то аэропортах и больше, напоминает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Тогда премьер Владимир Путин призвал ФАС бороться с монопольным положением трейдеров в аэропортах (часто это были аффилированные с самим же аэропортом структуры), а авиакомпании – заключать прямые контракты с нефтяниками.

Аэропорты же должны обеспечить резервуары для топлива, взимая плату за услуги хранения и заправки.

Выход в ритейл – это всегда выгодно, отмечает Сахнова, тем более что хранение и заправка не регулируются Федеральной службой по тарифам. Опрошенные «Ведомостями» представители нефтяных компаний отказались назвать рентабельность этого бизнеса, сославшись на то, что этот показатель зависит от месторасположения аэропорта, признав, что самые привлекательные – московские аэропорты, на них приходится более 80% пассажиропотока. Так, в 2010 г. треть выручки «Домодедово» пришлась на продажу керосина и услуги по его хранению и заправке; при этом рентабельность по EBITDA вспомогательного бизнеса аэропорта (к нему относится и топливный) равна почти 50%, говорится в отчетах банков – организаторов несостоявшегося IPO «Домодедово».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать