Поезда между Москвой и Питером разгонят до 400 км/ч

На подготовку железных дорог к чемпионату мира – 2018 может потребоваться до 3,35 трлн руб. Из них большая часть – до 2,5 трлн – пойдет на организацию высокоскоростного движения. Половину этих средств должен будет выделить бюджет
А.Махонин

Стоимость модернизации и строительства новых железных дорог к чемпионату мира по футболу до 2018 г. составит 2,1–3,35 трлн руб., говорится в концепции развития железнодорожной инфраструктуры к чемпионату (копия есть у «Ведомостей»). Объем инвестиций зависит от того, какой именно вариант строительства будет выбран.

Минимальные инвестиции предполагаются в том случае, если высокоскоростные магистрали (ВСМ), обеспечивающие скорость перевозок до 400 км/ч, будут организованы на участках Москва – Санкт-Петербург и Нижний Новгород – Казань (при этом от Москвы до Нижнего поезда будут ходить по существующей инфраструктуре со скоростью до 200 км/ч, а между Казанью и Екатеринбургом – до 70–90 км/ч). В этом случае из 2,1 трлн руб. общих инвестиций на долю строительства ВСМ будет приходиться 55,2% (1,1 трлн руб.).

А максимальный объем затрат – 3,35 трлн руб. – потребуется в том случае, если будет решено проложить ВСМ из Москвы в Петербург, а также в Екатеринбург через Нижний и Казань. В этом случае на долю ВСМ придется уже 2,5 трлн руб., или 75,1% всех инвестиций, указывается в документе. Остальные средства предполагается направить на модернизацию инфраструктуры для организации ускоренного (до 140 км/ч) и скоростного движения (до 250 км/ч), а также на устранение узких мест нынешней инфраструктуры (см. таблицу).

Согласно документу финансировать ВСМ будут в равных долях инвестор и государство. Строительство магистралей должно финансироваться по особой модели, когда привлечением финансирования, строительством и эксплуатацией дороги занимается отобранный на тендере консорциум, рассказывает представитель «Скоростных магистралей» («дочки» РЖД, занимающейся подготовкой проекта создания в России ВСМ). Этому консорциуму в течение 30 лет после запуска ВСМ государство равными платежами будет возвращать средства – 50% всех затрат, отмечает он, а остальные деньги инвестор должен заработать на эксплуатации магистрали. Такая модель позволяет свести к нулю риски коррупции и максимально ускорить сроки строительства при высоком уровне качества работ, ведь от этого будут зависеть выручка и рентабельность консорциума, объясняет собеседник.

Из общего объема инвестиций на ВСМ собственно на строительство магистрали уйдет 86% средств, 8% – на строительство вокзалов и 5% – на закупки подвижного состава (в концепции говорится, что для этих целей могут закупаться такие поезда, как Alstom AGV, Siemens Velaro, Bombardier Zefiro).

Ранее гендиректор «Скоростных магистралей» Денис Муратов говорил, что стоимость 1 км ВСМ будет составлять 14–22 млн евро, что соответствует мировым аналогам (так, Китай планирует строить магистрали в среднем по 14 млн евро за 1 км, а США – по 28 млн евро). Если будет принято решение построить ВСМ максимальной протяженности – до Екатеринбурга, то длина магистрали составит около 2500 км, говорит сотрудник Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), готовившего концепцию. То есть стоимость 1 км – около 21 млн евро.

Финансирование столь масштабного проекта без участия государства невозможно, ведь коммерчески он неокупаем, говорится в концепции. Но государство вернет инвестиции в бюджет за счет так называемого социально-экономического эффекта от самого наличия действующей ВСМ, который составит, по предварительным подсчетам, еще 4,4 трлн руб. – за счет налогов, косвенных доходов экономики и экономии времени пассажиров. Как считалась эта цифра, не ясно.

Маловероятно, что будет выбран максимальный вариант, – строительство ВСМ необходимо, но за оставшиеся семь лет Россия вряд ли будет способна его освоить, ведь пока у нас нет опыта проектирования, строительства и эксплуатации этой магистрали, говорит сотрудник ИЭРТ. Это лишь концепция, она еще будет уточняться в процессе согласования с правительством, предупреждают он и сотрудник «Скоростных магистралей». Документ был утвержден РЖД в середине июня, а на прошлой неделе отправлен в Минтранс. Его представитель от комментариев отказался.