Бизнес
Бесплатный
Анастасия Дагаева|Григорий Милов
Статья опубликована в № 2889 от 07.07.2011 под заголовком: А1 идет на посадку

«Альфа-групп» разочаровалась в авиабизнесе

Инвестиционное подразделение «Альфа-групп» А1 разочаровалось в авиабизнесе. Как стало известно «Ведомостям», оно выставило на продажу контрольный пакет авиакомпании-дискаунтера «Авианова»
А.Махонин

А1 решила продать 51% долей в ООО «Авианова» еще в конце 2010 г., рассказал «Ведомостям» бывший управляющий директор А1 Дмитрий Черняк (уволился в марте нынешнего года). Покупателя активно ищут уже несколько месяцев, подтверждает источник, близкий к лоукостеру. Доля в «Авианове» предлагалась, в частности, «Аэрофлоту», добавляет источник, близкий к этому перевозчику. Но менеджмент «Аэрофлота» отказался от покупки. Компании сейчас не до этого – ей в ближайшее время предстоит принять от «Ростехнологий» шесть региональных авиакомпаний, указывает собеседник «Ведомостей». Представители А1 и «Аэрофлота» комментировать это не стали.

А1 хочет получить за долю в «Авианове» $70 млн, утверждает знакомый менеджеров инвесткомпании. Источник, близкий к А1, указывает, что вся «Авианова» оценивается в $150 млн.

Долю в проекте готов приобрести Черняк, заявил он «Ведомостям». Деньги на сделку может предоставить сам бывший менеджер А1 и «первоклассные институциональные инвесторы», чьих имен он не называет. Не указывает Черняк и предложенной за долю А1 суммы. Он лишь говорит, что сделка принесет прибыль А1. Речь идет о $35 млн, знает знакомый Черняка.

«Авианове» нет и двух лет. Компания начала полеты лишь в августе 2009 г. Но уже сейчас занимает 11-е место по объему перевозок. И это при том, что она летает исключительно на внутренних маршрутах (за исключением рейса Москва – Симферополь). Лоукостер сразу же запустил агрессивную рекламу, рассказывающую о базовом тарифе в 250 руб. (без учета сборов, разумеется).

А1 вместе с партнером – американским фондом Indigo Partners (49%) инвестировали в проект $65 млн, говорит близкий к авиакомпании источник. Этот бюджет уже потрачен, требуется еще $30–40 млн. А1 вкладывать в проект дополнительные деньги не настроена, говорит собеседник «Ведомостей». В итоге компания уже несколько месяцев не получает финансирование – живет за счет собственных средств. Хотя, по прогнозам, проект выйдет в ноль в 2012 г., продолжает близкий к «Авианове» источник. В результате компании пришлось отказаться от расширения парка с 6 до 10 самолетов Аirbus 320.

Возможно, поэтому ее доля на рынке внутренних перевозок стала снижаться (см. график). На снижение пассажиропотока повлиял также и демонтаж части кресел на всех А320. Изначально они вмещали 180 пассажиров и, как и большинство иномарок, облагались 20%-ной таможенной пошлиной. В сумме с НДС это давало ежегодно $10 млн дополнительных затрат на один лайнер, рассказывал руководитель проекта Эндрю Пайн.

В 2010 г. правительство России отменило пошлины на самолеты вместимостью до 160 кресел. «Лишние» кресла были демонтированы в ущерб пассажиропотоку. Сейчас, после смягчения таможенного законодательства, кресел стало 170.

Кроме того, в этом году «Авианова» планировала начать чартерные перевозки на международных маршрутах. Но компания отказалась от этого после проверки Росавиации по жалобам пассажиров на частые отмены и задержки рейсов.

Все эти неприятности привели к отстранению Пайна от управления компанией. Дело в том, что по закону он не мог руководить авиакомпанией – иностранным гражданам это запрещено. Поэтому Пайн был гендиректором офшорной структуры Whitefish Aviation (учреждена А1 и Indigo), а также Alaved, которая оказывала консалтинговые услуги «Авианове». Но недавно Пайну было отказано в доступе в офис «Авиановы» под предлогом, что он не является сотрудником авиакомпании, говорит близкий к дискаунтеру источник. По данным The Times, такая же участь постигла еще трех топ-менеджеров – экспатов.

«Авианова» же объявила о служебном расследовании «в отношении ряда иностранцев, сотрудничавших» с авиакомпанией. 18 июля совет директоров перевозчика «обсудит вопрос о прекращении сотрудничества» с ними.

Ждать прибыли от «Авиановы» не стоит еще долго, отмечает аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. Авиаперевозки в целом не считаются доходным бизнесом. И с этой точки зрения выход А1 из проекта выглядит логичным, рассуждает эксперт. Тем более что «Альфа-групп» привыкла к крупным и прибыльным бизнес-проектам.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more