СКР не может установить собственников «Домодедово»

Председатель наблюдательного совета аэропорта Валерий Коган и председатель совета директоров Дмитрий Каменщик называют себя лишь консультантами
М.Стулов

Следствию так и не удалось установить фактических собственников аэропорта «Домодедово», на которых по законодательству возложена ответственность по обеспечению его транспортной безопасности, сообщил Следственный комитет России (СКР). Допрошенный в качестве свидетеля по делу Дмитрий Каменщик, позиционирующий себя как председатель совета директоров аэропорта, пояснил, что является лишь консультантом представительства в России оффшорной компании «Эрпорт Менеджмент», зарегистрированной на о. Мэн.

На вопрос следователя назвать реальных собственников данной иностранной компании и аэропорта «Домодедово» Каменщик отвечать отказался, сославшись на ст. 51 Конституции России (она гласит: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников» – прим. «Ведомости»). Каменщик пояснил, что обстоятельства, по которым он позиционирует себя как председатель совета директоров аэропорта «Домодедово», прописаны в контракте, заключенный с «Эрпорт Менеджмент», однако экземпляра контракта у него нет.

Допрошенный по делу Валерий Коган, позиционирующий себя как председатель наблюдательного совета аэропорта «Домодедово», отказался назвать свое место работы, жительства, анкетные данные, сославшись на ту же статью Конституции. Вместе с тем у следствия имеется информация, что он также состоит в должности консультанта компании «Эрпорт Менеджмент».

Именно поэтому следователи провели обыски в семи предприятиях аэропортового комплекса «Домодедово», в ходе которых были изъяты компьютерные системные блоки, ноутбуки, жесткие диски и USB-накопители и иные электронные носители, а также документы, имеющие отношение к обеспечению транспортной безопасности аэропорта «Домодедово» и установлению его реальных собственников. «Заявления же Каменщика о том, что обыски и выемки документов были обусловлены якобы попыткой возможного рейдерского захвата, не соответствуют действительности», – отмечает СКР. Каких-либо иных документов и предметов, не имеющих значения для следствия по данному делу, при проведении обысков не изымалось. При проведении следственных действий работа самого аэрокомплекса не была нарушена.

Вчера на пресс-конференции Каменщик признался, почему «Домодедово», отказавшись от размещения акций на Лондонской бирже, опять решило не раскрывать собственников (в мае перед IPO единственным конечным бенефициаром аэропорта указывался как раз Каменщик): «Первая причина: представляется, что жизнь корпорации несколько стабильнее в ситуации, когда конечные собственники не раскрыты. Потому что физические лица могут быть объектом рейдерской атаки. Если они неизвестны или неизвестны достоверно, то объект для атаки исчезает. Существует ли гарантия защиты от рейдерских атак в нашей реальности? Видимо, нет. Такой риск мы рассматриваем. Считаем ли мы, что он фатальный? Нет, не считаем. Это лишь вопрос экономии денег. Мы или расходуем ресурс на защиту этого человека или этих людей либо нет. В конечном счете — бизнес. Вторая причина состоит в том, что наши акционеры — это не тщеславные люди, они не любят публичной известности. Так как конечные бенефициары [«Домодедово»] были неизвестны, атаковать их было невозможно. Всегда были догадки на эту тему [кто собственник «Домодедово»]. Когда ты планируешь атаку, ты должен действовать наверняка. Если ты вдруг ошибся с человеком, то огромная операция, в которой задействовано много людей, затрачено очень много денег, провалилась, ты в смешном положении. Рейдерская атака — это тоже бизнес, хоть и незаконный.»