Защита скоростных поездов обойдется РЖД и госбюджету в 3,4 млрд руб.

В следующем году РЖД хочет оснастить видеокамерами все маршруты следования «Сапсанов». Антитеррористическое оборудование обойдется в 3,4 млрд руб.

Дороже путей

Инвестпрограмма РЖД на 2011 г. составляет 379 млрд руб., т. е. на камеры и рамки компания потратит чуть менее 1%. В то же время РЖД в этом году потратит 3 млрд руб. на строительство железнодорожной ветки аэроэкспресса во Владивостоке к саммиту АТЭС. Всего проект стоит 8,2 млрд руб.

РЖД

Железнодорожный оператор. Акционеры: 100% принадлежит государству. Погрузка (I квартал 2011 г.) – 294,5 млн т. Выручка (I квартал 2011 г.) – 323 млрд руб. Чистая прибыль – 29,6 млрд руб.

Искать схемы защиты пассажирских поездов от терактов РЖД начала после подрыва в 2009 г. «Невского экспресса», а после январского взрыва в «Домодедово» работа по проекту была ускорена. На технические средства охраны в 2009 г. РЖД потратила 405 млн руб., в 2010 г. – 996 млн руб., говорится в отчете РЖД за 2010 г. Почти 70% суммы ушло на установку видеокамер на пяти участках высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. В концепции РЖД по защите данной магистрали сказано о необходимости контроля трассы на всей ее протяженности. Работы будут завершены в 2012 г.

Бюджет на этот год – 667,5 млн руб., но на одном из ближайших заседаний совета директоров РЖД он будет увеличен почти в 5 раз до 3,4 млрд руб., сообщил «Ведомостям» представитель РЖД. Это подтверждает и источник в Минтрансе. Деньги на проект выделяются из федерального бюджета.

Четверть суммы – 850 млн руб. – пойдет на железную дорогу между Москвой и Петербургом, уточнил представитель РЖД. Остальное – на скоростные магистрали Петербург – Хельсинки и Москва – Нижний Новгород, на вокзалы, особенно Москвы, Южного и Северо-Кавказского округов, и проч. Большая часть средств пойдет на установку камер. Кроме того, на вокзалах устанавливаются рамки металлоискателей и оборудуются пункты досмотра пассажиров, отмечает представитель РЖД. В частности, такая система уже введена для пассажиров «Сапсана».

Любая техника лишь помогает решить проблему – 70% успеха приходится на человеческий фактор, отмечает эксперт по безопасности, старший офицер 9-го управления КГБ СССР в запасе Дмитрий Фонарев. Чем сложнее техника, тем выше должна быть квалификация персонала. Если же камера плохого качества и установлена не в том месте, то это вообще пустая трата денег, резюмирует он. Впрочем, на охранников РЖД тоже не скупится. В 2009 г. на них ушло чуть более 9 млрд руб., в прошлом – 10,9 млрд руб., а в этом – 12 млрд руб.

Выделяемых средств РЖД для комплексной защиты недостаточно, уверен эксперт Института естественных монополий Владимир Савчук. В Китае все крупные вокзалы построены как аэропорты – двухэтажными, отмечает он. На одном этаже идет посадка пассажиров, на другом – высадка, это упрощает контроль потоков. На всех входах идет тотальный досмотр людей и багажа через рамки и интроскопы, вокзалы по периметру контролируются видеокамерами, продолжает Савчук, перроны огорожены, а выйти туда могут только пассажиры и только с билетами; само железнодорожное полотно огорожено забором, а скоростное движение еще и вынесено на высокие эстакады. В Европе рамок нет – это не считается эффективной мерой защиты, а вот видеонаблюдение на вокзалах ведется, железнодорожное полотно запрятано в тоннели или огорожено, отмечает Савчук.