Статья опубликована в № 2907 от 02.08.2011 под заголовком: Главная сделка РЖД

Кто станет крупнейшим железнодорожным оператором России

РЖД наконец получила разрешение правительства продать главный актив – 75% Первой грузовой компании (ПГК). Главные претенденты – Владимир Лисин, Геннадий Тимченко, Globaltrans и «Нефтетранссервис»
М.Стулов
ОАО «Первая грузовая компания»

Крупнейший железнодорожный оператор в России. Владелец – РЖД (100%). Парк – более 235 000 вагонов (цистерны, полувагоны и проч.), около 22% всего российского парка. Выручка (МСФО, 2010 г.) – 103,5 млрд руб., прибыль головной компании – 19,2 млрд руб.

Для РЖД было критично продать ПГК в этом году. «Потому что если я сейчас не получу решения [правительства], то я просто лишаюсь 140 млрд руб. инвестпрограммы. Мне надо, чтобы это было утверждено до конца июля», – заявлял недавно президент РЖД Владимир Якунин.

Почему он сказал именно о 140 млрд, не ясно: стартовая цена актива планировалась на уровне 115,5 млрд руб. Зато было понятно, что Белый дом действительно тянет с решением: оно ожидалось еще в июне.

В итоге все вышло, как просил Якунин: правительство согласовало продажу на открытом аукционе единым лотом 75% минус 2 акции ПГК, распоряжение подписано 28 июля, сообщила вчера РЖД. Стартовая цена теперь будет другая: она будет определена на основании отчета независимого оценщика не позднее чем за 30 дней до объявления аукциона.

Профессиональный ценз для претендентов (как называют его железнодорожники) остался: на дату объявления аукциона у будущих участников или их структур должно быть минимум 15 000 вагонов в собственности или аренде, а опыт работы – не менее полугода, говорится в распоряжении правительства.

Оценка уже началась – с учетом показателей ПГК за первое полугодие, закончится в ближайшее время и РЖД рассчитывает провести торги до конца года, говорит представитель монополии, но даты не называет.

История с продажей ПГК началась пять лет назад. В 2005 г. РЖД решила, как поступить со своим грузовым парком: передать почти все вагоны новой «дочке», а в 2007 г. продать до 49% ее акций, выручив до $4,5 млрд. Но создание ПГК затянулось, в итоге она получила далеко не весь парк монополии (чиновники боялись за конкуренцию и за грузоотправителей), хотя все равно стала крупнейшим игроком на железнодорожном рынке. А его продажа частным инвесторам перенеслась на 2011 г.

В начале года чиновники спорили, как продавать 75% ПГК – единым лотом или по частям. Затем – надо ли ставить условие для покупателей иметь 15 000 вагонов: против него были Минэкономразвития и ФАС, говорят чиновники этих ведомств. Это ограничивает круг участников и занижает возможные доходы, объясняет один из госслужащих, хотя и позволяет найти ПГК опытного собственника. В итоге окончательное решение принял первый вице-премьер Игорь Шувалов, говорит собеседник «Ведомостей» (представитель Шувалова это не комментирует).

Представители РЖД и ПГК не раскрывают итоги работы грузовой компании за первое полугодие. Но у «Ведомостей» есть выдержки из баланса ПГК: ее выручка по РСБУ составила 58,8 млрд руб. (+38% к январю – июню прошлого года), чистая прибыль – 10,25 млрд руб. (рост в 2,8 раза).

С такими показателями стартовая цена 75% ПГК может подняться примерно до 150 млрд руб., считает аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. Сотрудник одного из потенциальных покупателей считает справедливой стоимостью продаваемого пакета 200–240 млрд руб.

Претендентов пока достаточно: в ФАС уже поступили шесть заявок от четырех инвесторов, сообщило вчера ведомство, у всех есть указанные в постановлении 15 000 вагонов. Это Независимая транспортная компания (входит в холдинг UCLH Владимира Лисина), структуры Globaltrans, компании «Нефтетранссервиса», связанного, как сообщал «Интерфакс» (не указывая источники), с братьями Аминовыми, а также «Трансойл», подконтрольный Геннадию Тимченко.

Представители UCLH и «Трансойла» подтвердили интерес к аукциону, но возможное повышение стоимости актива комментировать не стали. Другой потенциальный претендент – Brunswick Rail (парк – 17 000 вагонов) скорее всего не будет участвовать в аукционе как раз из-за цены, говорит гендиректор компании Владимир Лелеков.

А вот у «Суммы капитал» Зиявудина Магомедова, которая также интересовалась ПГК, не хватает вагонов – необходимых 15 000 у нее нет. Весной президент «Суммы» Марат Шайдаев говорил, что группа может купить железнодорожного оператора, чтобы попасть на торги. Но пока этого не произошло, делится представитель «Суммы», хотя «потенциально» аукцион группе все еще интересен и она «изучает» варианты для участия в нем.

Главный фаворит в этой гонке – Globaltrans, вторая после ПГК по вагонному парку, считает директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: у компании очень тесные и давние связи с РЖД. На 2-м месте, по мнению Бурмистрова, – холдинг Лисина из-за сильного финансового ресурса, на 3-м – агрессивный игрок «Нефтетранссервис», на 4-м – компания Тимченко из-за лоббистского ресурса.

Любой из них в случае победы на аукционе, естественно, становится крупнейшим игроком на рынке грузовых железнодорожных перевозок в России, добавляет Бурмистров.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать