Попытка дружить с «Роснефтью» может обойтись BP в $3 млрд

Несостоявшийся альянс ВР и «Роснефти» нанес ТНК-ВР ущерб в 87 млрд руб., подсчитали миноритарии этой компании. Свои претензии к BP они выложили Тюменскому суду
А.Рудаков

Миноритарии «ТНК-BP холдинга» оценили ущерб от несостоявшегося партнерства с «Роснефтью» в 87 млрд руб., сообщило вчера адвокатское бюро «Линия права», представляющее интересы недовольных акционеров – шестерых жителей Тюмени (см. http://vedomosti.ru/~aaptnkbp). Два иска о возмещении этих убытков были поданы во вторник в арбитражный суд Тюменской области. Первый – к членам совета директоров «ТНК-BP холдинга» Питеру Энтони Чероу и Ричарду Скотту Слоану (номинированы в совет от ВР). Они не могли не знать о переговорах между BP и «Роснефтью», но не сообщили «ТНК-BP холдингу» о возможности принять участие в готовящемся стратегическом партнерстве, поясняет суть претензий партнер «Линии права» Дмитрий Чепуренко. Второй иск – к компаниям BP p.l.c. и BP Russian Investments Limited, которые, по мнению миноритариев, блокировали решение совета директоров об участии ТНК-ВР в альянсе ВР и «Роснефти». Если бы ТНК-BP участвовала в альянсе, то в рамках соглашения об обмене акциями компания стала бы владельцем 9,53% акций «Роснефти»: сумма текущих требований – разница между справедливой ценой пакета и той, по которой ТНК-ВР могла бы его получить, поясняет Чепуренко. Источник, близкий к ВР, говорит, что иски в компанию пока не поступили. Представитель ВР от комментариев отказался.

Спор ААР и ВР не о деньгах, уверен управляющий директор УК БКС Владимир Солодухин, консорциум умело использует ситуацию, чтобы усилить свои позиции для будущих переговоров. «Это может стать хорошим аргументом, например, при обсуждении стратегии развития ТНК-ВР, как это было во время предыдущего конфликта», – считает эксперт. О смене акционеров ТНК-ВР сейчас речи не идет, уверен он.

Рассмотрение исков назначено на 12 октября и 21 сентября соответственно (см. врез). Иски о возмещении упущенной выгоды в России не редкость, но процент их удовлетворения очень мал, говорит партнер юридической компании «Юст» Артур Рохлин: доказать реальность таких потерь довольно сложно. Юрист невысоко оценивает перспективы удовлетворения требований миноритариев ТНК-ВР: против участия холдинга в альянсе выступала «Роснефть», а значит, доказать факт того, что ТНК-ВР могла бы получить прибыль от сотрудничества с госхолдингом, миноритариям будет нелегко.

Потребовать в суде компенсации ущерба, который ВР нанесла своим российским партнерам, решив создать стратегический альянс с «Роснефтью», готовится и крупный акционер «ТНК-BP холдинга» – консорциум ААР, говорил в мае его совладелец Виктор Вексельберг. Но иск так и не был подан. Представители ВР и ААР это не комментируют. Ранее источник, близкий к одному из акционеров ТНК-ВР, говорил, что ААР готов отказаться от судебных разбирательств, «если ВР признает, что нарушение акционерного соглашения причинило значительный ущерб ТНК-ВР, и предложит компании компенсацию». Признавать вину ВР не готова, компания стремится к компромиссу, говорит источник, близкий к британскому холдингу.