Статья опубликована в № 2939 от 15.09.2011 под заголовком: Война за талоны

Против торговли талонами техосмотра объявлен очередной поход

Минфин и Российский союз автостраховщиков (РСА) придумали, как бороться с торговлей талонами техосмотра. Пунктам техосмотра придется согласовывать с РСА количество талонов, которые они смогут выдавать водителям. Владельцы пунктов ТО полагают, что ничего не изменится

К ноябрю Минфин и РСА должны разработать правила обеспечения операторов техосмотра бланками талонов. С помощью нового механизма они надеются бороться с торговлей талонами. Сейчас приобрести их можно, даже не приезжая на осмотр.

C 2012 г. контроль за техосмотром перейдет от МВД к РСА и без талона оформить полис ОСАГО станет невозможно. По данным ГИБДД, в прошлом году техосмотр прошло 23 млн машин, в стране, по данным РСА, около 3500 пунктов ТО. Средняя цена прохождения техосмотра в Москве без нарушения процедуры – около 1100 руб.

Схема обеспечения операторов талонами согласована, хотя Минфин пока не прислал проект приказа, рассказывает вице-президент РСА Светлана Никитина. Операторы будут согласовывать с РСА количество бланков и затем закупать их у Гознака – по такой схеме страховые компании сейчас получают бланки ОСАГО, отмечает она. Чтобы у операторов не было излишка бланков, которыми они могут торговать налево, РСА определит число талонов, исходя из технических возможностей оператора, прежде всего количества диагностических линий, говорит Никитина: «Разумеется, будет закладываться риск порчи небольшого числа бланков, а также возможное развитие бизнеса». В Минфине на запрос «Ведомостей» не ответили.

Участники рынка считают, что предложенная схема не защитит их от недобросовестных конкурентов. Контроль будет только документарный, так как у РСА нет возможности проверять операторов, отмечает гендиректор НП «Безопасность и транспорт» Ярослав Васичков, значит, оформив аккуратно документы, можно будет получить талоны хоть на 10 пунктов и спокойно ими торговать. Можно прогнать машину по диагностической линии, не проверяя ее, добавляет гендиректор НП «Регион-автотехконтроль» Сергей Жартовский.

Нужна единая информационная система, которая позволяет выявлять недобросовестных участников рынка, уверены Васичков и Жартовский. Например, два пункта в день осматривают по 40 машин, но на одном значительной части автовладельцев отказывают в выдаче талона и им приходится приезжать повторно, а на другом число повторных проверок близко к нулю, вот его и нужно проверять, объясняет Васичков. Такая система, по его словам, применяется в ЕС.

В России механизм проверок разрабатывает МВД, он должен начать действовать с 2012 г., но любую систему можно обойти, говорит Никитина. МВД не торопится с разработкой системы – есть риск, что с 1 января она не заработает, говорит федеральный чиновник, знакомый с проблемой: в ближайшее время вопрос будет обсуждаться в правительстве. Получить комментарии в МВД вчера не удалось.

Процедуру согласования и покупки талонов, возможно, придется проходить ежеквартально, отмечает Никитина, неясна и стоимость бланка, так как пока не утверждена его новая форма: «Один бланк ОСАГО стоит чуть менее 4 руб.». В среднем за год можно осмотреть около 10 000 автомобилей, т. е. на покупку талонов может потребоваться около 40 000 руб. – сумма небольшая, отмечает Жартовский.

Сломать систему незаконной покупки ТО в одночасье не удастся, но новый механизм должен со временем свести злоупотребления к минимуму, надеется Никитина. Страховщикам была бы выгодной полная отмена системы ТО – тогда полисы ОСАГО подорожают в разы, говорит Васичков: «То есть технический контроль предотвращения ДТП заменяется страхованием рисков – так уже случилось на Украине».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать