Boeing наконец начала поставлять Dreamliner заказчикам

С опозданием на три года первый в истории самолет с планером, на 55% состоящим из композитных материалов, отправился на работу
М.Стулов

У «Аэрофлота» контракт на 22 B787, первый самолет ожидается к Олимпийским играм в Сочи. «Сибирь» отказалась от 15 лайнеров в январе 2009 г. из-за тяжелого финансового положения. В марте 2010 г. сократила объем заказа Air Berlin – с 25 до 15 единиц, а в сентябре 2011 г. Air India – с 27 до 14. Сейчас у Boeing 827 заказов.

Boeing

Авиастроительный концерн. Отгрузка – 222 пассажирских лайнера, 57 военных вертолетов и самолетов, один военный спутник (1-е полугодие 2011 г.). Почти все акции – в свободном обращении. Крупнейшие институциональные инвесторы – Evercore Trust Company (11,06%), Capital World Investors (6,15%). Капитализация – $44,89 млрд. выручка – $31,45 млрд (US GAAP, 1-е полугодие 2011 г.). чистая прибыль – $1,53 млрд.

В воскресенье Boeing передала первый самолет B787 Dreamliner стартовому заказчику – японской авиакомпании All Nippon Airways (ANA, у нее контракт на 55 машин). Вчера провожать «лайнер мечты» собрались более 500 сотрудников Boeing, а также несколько тысяч зрителей. Самолет вылетит из Эверетта в Токио с командой ANA на борту.

Топ-менеджеры Boeing не скупились на комплименты. «Мы отмечаем важный момент в истории авиации: B787 Dreamliner – самый инновационный проект в коммерческой авиации более чем за 50 лет с того момента, как [Boeing] представила на рынке B707», – заявил председатель правления компании Джим Макнерни.

«Нечасто выпадает шанс войти в историю, совершив такой важный и смелый шаг, – радовался президент Boeing Commercial Airplanes Джим Албау. – Это действительно первый новый самолет XXI века».

Программа B787 запущена в 2004 г. Летом 2008 г. Boeing должна была передать ANA первый самолет – широкофюзеляжный, с планером, на 55% сделанным из композитов. Но амбициозный проект столкнулся с непредвиденными сложностями, которые потребовали корректировки графика, сообщала Boeing в декабре 2008 г. Это почти трехмесячная забастовка механиков завода Boeing в Эверетте; проблемы со стыком крыла и фюзеляжа; сложности с поставками комплектующих. Boeing решила работать на аутсорсинге, включив в цепочку поставщиков свыше 50 крупнейших компаний.

Первый полет «лайнер мечты» совершил 15 декабря 2009 г. Портфель заказов к тому времени состоял из 851 машины для 56 перевозчиков: рекорд для мировой авиации, обычно портфель – 100–150 единиц. После I квартала 2010 г. портфель достиг 866 самолетов, а крупнейшими клиентами стали авиализинговая компания ILFC (74 лайнера), ANA и австралийская Quantas (50).

B787-8 (вместимость – 210–250 кресел, дальность – до 15 100 км) стоит по каталогу $185,2 млн, а B787-9 – $218,7 млн (250–280, до 15 900). За три года задержки производитель платит штрафы. Представитель компании не назвал сумм: речь не только о денежных компенсациях, но и о дополнительном сервисе. Не говорит компания и о затратах на проект.

По оценке Seattle Times, общие затраты составили $32 млрд (полугодовая выручка концерна Boeing). Когда окупится этот проект, представитель компании не говорит: сегмент, где работает 787, самый прибыльный, его емкость в ближайшие 20 лет – $1,77 трлн.