Статья опубликована в № 2947 от 27.09.2011 под заголовком: РЖД просит свободы

Как решить проблему нехватки вагонов

РЖД придумала, как решить проблему нехватки вагонов в России. Компания просит разрешить ей возить грузы по коммерческим тарифам, а также обязать частных операторов принимать все заявки грузоотправителей
В.Филонов / fotoimedia

В минувшую субботу РЖД направила премьер-министру Владимиру Путину телеграмму со своими предложениями по решению проблемы невывоза грузов, сообщила компания. Только в этом году число вагонов в российской железнодорожной сети увеличилось на 4% до 1,06 млн вагонов, но, несмотря на неполное восстановление промышленности после кризиса, нагрузка на сеть превысила докризисный уровень, а протяженность узких мест достигла 6000 км (около 7% железнодорожной сети), констатирует монополия.

Причина – в несоответствии системы управления вагонным парком нынешним реалиям, указывает РЖД. Крупные грузоотправители используют собственные вагоны для перевозки в основном лишь своих грузов. Из-за этого растет доля порожнего пробега. А часть вагонов простаивает в ожидании грузов, перевозка которых даст устраивающий частных операторов доход. Все это ведет к сокращению пропускной способности железнодорожной инфраструктуры и росту заявок, которые РЖД не может удовлетворить, резюмирует ее представитель.

Поэтому необходимо обязать частных операторов принимать к перевозке грузы любых обратившихся к ним грузоотправителей, предлагает РЖД. Кроме того, компания просит разрешить ей самостоятельно устанавливать расценки на перевозку грузов. По закону РЖД не может отказать грузоотправителю в отправке ее груза и такие же правила должны распространяться и на частных операторов: если у них есть не задействованные в перевозках порожние вагоны, должна быть возможность их использовать, говорит представитель РЖД. А дерегулирование вагонной составляющей необходимо, чтобы компания могла брать в аренду на коммерческих условиях вагоны у других операторов, в том числе и собственных «дочек» – Первой (ПГК) и Второй (ВГК) грузовых компаний. Сейчас РЖД может перевозить грузы в собственных или арендованных вагонах только по регулируемым государством тарифам. А они зачастую значительно ниже рыночных, напоминает представитель РЖД.

Через месяц РЖД должна продать 75% акций ПГК, но у нее останется 100% ВГК. Именно вагоны последней компания и хочет взять в аренду. Таким образом, РЖД фактически вернет себе инвентарный парк, от которого она должна избавиться до конца сентября (около 180 000 вагонов), рассказал «Ведомостям» сотрудник одного из частных операторов.

Такой вариант РЖД начала обсуждать с участниками рынка в конце лета, говорит он. Сотрудник РЖД подтвердил это. Но сколько именно вагонов ВГК будет отдано в аренду РЖД, собеседники «Ведомостей» не говорят. Представители этих компаний не стали это комментировать.

Идея фактически вернуть инвентарный парк РЖД правильная – это позволит улучшить технологию перевозок и увеличить объем удовлетворенных заявок, считает сотрудник одного из производителей удобрений. Однако такое решение чревато ростом тарифов, а чтобы избежать этого, государству нужно, напротив, установить ценовой коридор, говорит он. Если РЖД будет устанавливать тариф выше, чем государственный прейскурант, все сведется к повышению цен, согласен сотрудник одной из металлургических компаний. Частные операторы сейчас, напротив, предоставляют дисконт к государственному тарифу: так, по контракту НЛМК с Независимой транспортной компанией (входит в транспортный холдинг UCLH, принадлежащий основному владельцу НЛМК Владимиру Лисину) скидка составляет около 10%, отметил он. Независимые грузоотправители также могут получить вагоны со скидкой в регионах, где есть их избыток, например на Дальнем Востоке, говорит собеседник «Ведомостей».

Впрочем, чиновники пока не готовы позволить РЖД самостоятельно устанавливать цены на перевозки грузов. Правительство с такими предложениями знакомо, но будут ли они приняты, еще не известно, сказал сотрудник аппарата правительства. Решений нет, добавляет сотрудник одного из министерств, курирующих компанию. Регуляторы склоняются к возвращению РЖД инвентарного парка. Но работать компания должна по регулируемым, а не по коммерческим тарифам. Однако это временное решение, механизмы эффективного управления парком только предстоит разработать, заключает чиновник.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать