Порты попросили у правительства свободы

Стивидорные компании просят правительство исключить их из реестра субъектов естественных монополий. Это упростит бизнес стивидорам, в частности избавит их от регулирования тарифов на перевалку грузов
А.Беленький

Evraz ведет переговоры с чиновниками об исключении «Евраз – Находкинский морской торговый порт» («Евраз-НМТП») из реестра естественных монополий. Об этом говорится в проспекте к обмену акций люксембургской Evraz Group на британскую Evraz plc. А Ассоциация морских торговых портов (АСОП) попросила исключить из реестра все стивидорные компании, рассказал «Ведомостям» представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Представитель АСОП комментировать предложения ассоциации не стал. А его коллега из Evraz уточняет, что проблема обсуждается с правительством, Федеральной службой по тарифам (ФСТ), ФАС и Минтрансом. В мае премьер-министр Владимир Путин поручил ФСТ и ФАС проработать вопрос, добавляет представитель ФАС.

Субъектами естественных монополий сейчас признано около 50 стивидорных компаний и портов, отмечает представитель ФАС. Попадание в реестр чревато рядом ограничений, говорит партнер «Линии права» Дмитрий Крупышев. Покупка более 10% акций такой компании согласовывается с ФАС и ФСТ, приводит пример адвокат «Юков, Хренов и партнеры» Дмитрий Лобачев. Инвестиции самой компании в размере более чем 10% уставного капитала также должны проходить через эти ведомства, добавляет он.

Наконец, тарифы на перевалку грузов регулируются государством. «Тарифы на перевалку очень непубличны и для каждой компании устанавливаются отдельно», – отмечает гендиректор агентства «Портньюс» Надежда Малышева. Однако очевидно, что для многих компаний возможность менять тарифную политику станет конкурентным преимуществом и позволит привлекать больше грузов, добавляет она.

«Возможность продажи порта мы не рассматриваем, но изменение статуса позволит оптимизировать деятельность компании», – говорит представитель Evraz. Он указывает, что его компания намерена после 2013 г. увеличить мощность Находкинского порта вдвое до 5 млн т в год.

Но вывести все порты и стивидорные компании из реестра чиновники не готовы. ФАС и Минтранс готовы обсуждать этот вопрос, но только для тех портов, где есть междупортовая и внутрипортовая конкуренция, сообщили представители ведомств. Того же мнения придерживается и источник в аппарате правительства.

Собеседник «Ведомостей» говорит, что Минтранс по поручению вице-премьера Сергея Иванова должен подготовить перечень стивидоров, которые можно исключить из реестра субъектов естественных монополий.

Однако несколько собеседников «Ведомостей» утверждают, что против либерализации выступает ФСТ. Именно эта служба ведет реестр субъектов естественных монополий. Представитель службы о позиции своего ведомства говорить не стал. Он лишь отметил, что вопрос по определению направлений по госрегулированию в отношении субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по перевалке грузов в морских портах, может быть рассмотрен по результатам анализа рынка, «но не ранее второго полугодия 2012 г.».

Против либерализации тарифов стивидоров выступает не только ФСТ, но и некоторые грузоотправители. «Если вывести порты из-под госрегулирования, то в условиях дефицита портовых мощностей стоимость перевалки может неконтролируемо повышаться», – опасается представитель UC Rusal. Он считает, что «порты должны находиться под госрегулированием».

Транспортники, напротив, за либерализацию. Представитель группы Fesco (контролирует Владивостокский порт и Дальневосточное морское пароходство) отмечает, что стивидорные компании ВМТП не входят в реестр субъектов естественных монополий. Он полагает, что либерализовать тарифы стоит в тех портах, где есть конкуренция.