Программа утилизации ввела рынок подержанных машин в депрессию

Продажи подержанных автомобилей в России падают. Но это не предвестник кризиса. Просели продажи Lada на вторичном рынке – эти автомобили массово сдавали в утиль в последние два года

Продажи подержанных легковых автомобилей в России в январе – ноябре 2011 г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года снизились на 4%. Поставлено на учет в ГИБДД 3,573 млн автомобилей с пробегом против 3,733 млн годом ранее, сообщило в пятницу аналитическое агентство «Автостат». В конце года падение рынка стало ускоряться – в ноябре продажи снизились на 9%, следует из отчета агентства.

Ситуация объясняется уменьшением объемов перепродаж автомобилей отечественных марок, в первую очередь Lada. Модели этой марки занимают 9 из 10 мест в рейтинге наиболее продаваемых на вторичном рынке. За 11 месяцев перерегистрировано, по данным «Автостата», 1,23 млн подержанных Lada – на 16% меньше, чем годом ранее. Это прямое следствие действовавшей в 2010–2011 гг. программы утилизации, комментирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Всего по ней было утилизировано 600 000 машин. Более 70% пришлось на продукцию «АвтоВАЗа». В глубоком минусе и давно снятые с производства модели: ГАЗ-3110 (49 235 машин, -21%), «Ока» (31 822, -27%), «Москвич» (16 791, -47%).

Зато продажи подержанных машин иностранных брендов растут благодаря увеличению их парка. В лидерах марки, быстро увеличивающие продажи новых автомобилей, отмечает Удалов. Правда, продажи единственной иномарки в топ-10 – Toyota Corolla снизились на 2,1% (81 988). Зато расположившиеся на 11-м и 12-м местах Ford Focus и Volkswagen Passat прибавили 15 и 8,4% соответственно (63 987 и 53 088 авто).

Продажи «классики» упали, тогда как спрос на иномарки с пробегом чуть лучше, чем в прошлом году, соглашается руководитель отдела маркетинга компании «Формула-91», управляющей одной из крупнейших площадок по продаже подержанных автомобилей, Михаил Лезжов. У его компании 85% продаж приходится на иномарки и только 15% – на отечественные автомобили. «Формула-91» может закончить 2011 г. с результатом, на 3–4% превышающим продажи прошлого года, прогнозирует Лезжов. Впрочем, он отмечает, что на следующий год сильного роста ждать не приходится. Пока в компании надеются, что он будет хотя бы не хуже 2011 г. Дело в том, что во второй половине года рост спроса на иномарки с пробегом фактически сошел на нет. Лезжов связывает это с общей экономической ситуацией в стране, которая сильно влияет на автомобильный рынок. В целом рынок иномарок с пробегом повторяет динамику рынка новых автомобилей, только гораздо плавнее, отмечает он. Так, когда в кризисном 2009 году продажи новых легковых машин упали на 50%, подержанных – только на 20%, зато в 2010 г. рынок новых легковушек вырос на 30%, а машин с пробегом – опять же на 20% (данные «Автостата»).

Продавцы новых автомобилей в 2012 г. ждут роста в 8%, гласят данные консенсус-прогноза автоконцернов, опубликованного комитетом автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса.