«Русснефть» приготовилась к экспансии

Основатель и президент «Русснефти» Михаил Гуцериев вспомнил о планах сделать компанию международным игроком. Она консолидирует зарубежные активы бизнесмена на новой британской «внучке» – Navitas Global Resources

«Русснефть»

десятая по добыче нефтяная компания России. владельцы – Михаил Гуцериев, АФК «Система» (по 49%), Сбербанк (2%). добыча нефти в 2011 г. – 13,6 млн т. выручка (МСФО, 2011 г., прогнозные оценки компании) – $5,54 млрд. прибыль – $673 млн. долг – $5,06 млрд.

В конце прошлого года у «Русснефти» появилась лондонская «внучка» – Navitas Global Resources Limited: «Русснефть» стала указывать ее как аффилированное лицо, а из реестра самой Navitas следует, что она принадлежит Russneft Сyprus Limited, дочерней компании «Русснефти» (копия выписок есть у «Ведомостей»).

У Navitas очень представительный совет директоров: три вице-президента «Системы», президент «Русснефти» Михаил Гуцериев и два его заместителя. Компания создана для управления и консолидации зарубежных активов, говорит представитель «Русснефти», но детали не раскрывает. Его коллега из «Системы» от комментариев отказался. Но два источника «Ведомостей» – близкий к руководству «Русснефти» и к одному из ее акционеров – говорят, что речь идет о нефтегазовых активах, которые до сих пор принадлежали лично Гуцериеву. Скорее всего, будут переданы все проекты – в Мавритании, Казахстане и Азербайджане, добавляет один из них.

Покупка этих активов началась еще при формировании «Русснефти». В 2005 г. Гуцериев обещал, что компания получит статус международного игрока, расширив деятельность за счет проектов в Казахстане, Азербайджане, Алжире и Ливии. Через год «Русснефть» доведет добычу до 25 млн т в годовом исчислении и начнет подготовку к IPO, заявлял он. Но в 2007 г. Гуцериеву пришлось покинуть Россию (из-за уголовных дел и налоговых претензий). Только в 2009 г., когда все дела были закрыты, бизнесмен смог вернуться. А в 2010 г. он продал часть акций «Русснефти» «Системе» и Сбербанку (см. справку).

В период эмиграции владельцем зарубежных активов «Русснефти» стала компания Гуцериева – GCM Global Energy, которая в последующие два года продолжала расширять портфель. Например, в 2008 г. структуры GCM приобрели 85% в компании Karasu Operating Company и 80% Kura Valley Operating Company, работающих в Азербайджане. Первая занималась разработкой нефтяных блоков «Мишовдаг» и «Кяламеддин» (с суммарными остаточными запасами около 60 млн т), вторая – соседним блоком «Падар» (остаточные запасы на 2000 г. – около 50 млн т). Сумма сделки, по данным местных СМИ, составила около $300 млн.

В 2010 г. Гуцериев говорил «Ведомостям», что вложил в нефтяные месторождения Азербайджана $1 млрд, $160 млн – в Мавританию, а в остальные страны – еще $1 млрд. Других деталей он не раскрывал. А в открытых источниках есть данные только по добыче в Азербайджане: в прошлом году агентство Turan сообщало, что структуры GCM участвуют в разработке 17 месторождений, суточное производство которых составляло около 1000 т в 2009–2010 гг., а потом снизилось до 530 т. В Мавритании добычи нет, следует из материалов на сайте «Русснефти»: в прошлом году она объявляла тендер на бурение двух поисковых скважин на блоке № 11 в этой стране. В Казахстане производство есть, говорит близкий к «Русснефти» источник, но детали не уточняет.

По словам собеседника, близкого к «Русснефти», Navitas получит лишь часть активов Гуцериева – блок в Мавритании и азербайджанский «Падар», где также только готовятся сейсмические работы (о чем недавно сообщала национальная госмонополия ГНКАР). Хотя другие источники говорят про все проекты.

У «Системы», которая ждет, когда «Русснефть» начнет платить дивиденды, могут возникнуть вопросы из-за такой консолидации, рассуждает один из собеседников. Представитель «Системы» это не комментирует. А собеседник, близкий к «Русснефти», уверяет, что сейчас Гуцериев не получит от компании никакой платы за свои активы: бизнесмен сможет вернуть вложенные инвестиции потом, когда начнется добыча, – как акционер «Русснефти».

Сама «Русснефть», похоже, верит в перспективность проектов. «Вероятность открытия больших залежей нефти [в Мавритании] мы оцениваем как очень высокую», – заявлял в прошлом году корпоративной газете «Время Русснефти» вице-президент компании Андрей Шегимаго. Высока вероятность открытия новых залежей и в Азербайджане, добавлял он. Но ни прогноз по инвестициям, ни планы по добыче не раскрывались.