Нефтяники выбирают Владимира Путина

Избрание Путина – залог стабильности страны и нефтяного бизнеса, сообщил «Лукойл» инвесторам. Эта отрасль сильно зависит от государства
А.Махонин/ Ведомости

Например, на завтра у вице-премьера Игоря Сечина запланировано совещание по шельфовым месторождениям, рассказали федеральный чиновник и сотрудник нефтяной компании. «Лукойл» добивается от правительства льгот для своего шельфового проекта на Каспии и доступа к континентальному шельфу, который сейчас имеют только контролируемые государством «Роснефть» и «Газпром». Решения нет ни по одному из вопросов. По словам чиновника ведомства, участвующего в рассмотрении льгот, пока идет обсуждение принципов налогообложения шельфа. Есть ли сигнал от власти, что «Лукойл» будет допущен на шельф, Федун не ответил.

В представленной инвесторам в Лондоне стратегии развития до 2021 г. «Лукойл» назвал избранного президента Владимира Путина «гарантом стабильного развития нефтяной отрасли», добавив, что тот «всегда поддерживал нефтяной и газовый бизнес». «С точки зрения политики, с точки зрения выбора нового-старого президента России мы считаем, что политические риски [для компании] являются минимальными», – сказал вице-президент и совладелец «Лукойла» Леонид Федун (цитата по «Интерфаксу»).

«Путин – это лучший выбор» для нефтяной отрасли, что показали итоги голосования 4 марта в нефтяных регионах, объяснил «Ведомостям» сам Федун, и компания должна сообщить инвесторам, что политические риски минимальны. По его мнению, налоговые реформы с 1999 г. были эффективны и для нефтяной промышленности в целом, и для «Лукойла» в частности, Федун ожидает не менее эффективных решений и в будущем. В качестве примера поддержки со стороны правительства в презентации «Лукойла» приведены данные по введению в сентябре 2011 г. налоговой системы «60–66», благодаря которой «Лукойл» сэкономил более $1 млрд, а отдача от затрат на новых проектах повысилась на 10–15%. Другие опрошенные «Ведомостями» нефтяники солидарны с «Лукойлом». «Преемственность курса и политическая стабильность в стране являются ключевым фактором развития нефтегазовой отрасли», – считает представитель ТНК-ВР. Это мнение разделяют и представители «Роснефти», «Газпром нефти» и «Башнефти». «Путин не столько гарантирует, сколько определяет успех компании», – поправляет версию Федуна сотрудник другой частной нефтяной компании.

В целом за 12 лет пребывания Путина у власти налоговая нагрузка на нефтяной сектор значительно выросла.

По подсчетам Дениса Борисова из Номос-банка, в 1999 г. государство изымало около 20% выручки нефтяников, а в 2011 г. – порядка 50%.

По оценке руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, нагрузка на генерируемую нефтяниками добавленную стоимость – самая высокая по экономике: государство изымает 70–75% добавленной стоимости, а в газовой отрасли – 35%, в ненефтегазовом секторе – около 28%. У «Лукойла» нагрузка ниже средней – около 30%, но это связано с зарубежными активами компании, объясняет Борисов. Рентабельность по операционной деятельности в 2011 г. – 12% против 22% в 1999 г., по EBITDA – 14% против 30%, оценил Борисов.

Непосредственной связи между благоденствием нефтяной отрасли и лично Путиным не просматривается, считает главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева. Так, цена нефти Urals на конец 1999 г. была $24,7, сейчас – $126,3. «Но основной смысл слайда «Лукойла» – демонстрация лояльности, что довольно разумно для нефтяной компании», – резюмирует она.