Сечин пытается восстановить свое влияние на ТЭК

Президент «Роснефти» Игорь Сечин предпринимает попытку восстановить свое влияние на ТЭК. Нефтяной клуб, который он основал, попросил Владимира Путина создать отраслевой совет при президенте
С.Портер/ Ведомости

Члены неформального Нефтяного клуба, который был создан по инициативе «Роснефти», обратились к Путину с просьбой создать совет по ТЭКу при президенте, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на участников встречи. Из их обращения следует, что совет должен быть создан на базе клуба. Путин еще не видел письма, говорит пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Предложение будет рассмотрено с учетом мнения участников сектора. Президент волен создавать любой консультативный орган, сказал он.

Нефтяной клуб создавался в спешке. Он должен был стать дискуссионной площадкой для обсуждения проблем отрасли, говорил представитель «Роснефти». Первое заседание состоялось в пятницу. В офис «Роснефти» приехали руководители всех крупных нефтяных компаний, за исключением «Лукойла» и «Татнефти».

Обе инициативы – и о создании клуба, и о трансформации его в совет по ТЭКу – исходили от Сечина, рассказывают сотрудники компаний, руководители которых вошли в клуб. «Это было предложение, от которого нельзя отказаться», – рассказывает один из них. Это была «заготовка» организаторов, говорит другой.

Три человека, работающих в разных компаниях, недоумевают, зачем создавать орган при президенте, по сути дублирующий комиссию по ТЭКу при правительстве. «Что с этим делать дальше? Каков формальный статус нового совета? Наконец, кто его возглавит – Сечин? Если так, почему он? Ведь он сейчас один из всех», – спрашивает один из собеседников «Ведомостей». Наконец, почему среди участников клуба нет «Газпрома» и «Новатэка», добавляет он.

«Узнаю Игоря Ивановича, он чувствует себя обескровленным без Владимира Владимировича. Ему нужна опора», – иронизирует бывший коллега Сечина по правительству. Трудно было представить, что Сечин станет самостоятельной бизнес-фигурой, все его влияние основывалось на его близости к Путину, вспоминает он: «Теперь все встает на свои места». Если Путин создаст совет по ТЭКу и его руководителем назначит Сечина, то последний вернет ускользающее влияние, считает он. Вероятность, что Путин поддержит инициативу Сечина, велика, полагает другой федеральный чиновник. Путин ценит преданность Сечина и обычно не отторгает его инициативы, вспоминает он. Путин говорил «Ведомостям», что ценит Сечина за профессионализм, хватку и умение доводить дело до конца. Он и сейчас подчеркивает свою неформальную близость с бывшим подчиненным. Особую роль Сечина президент продемонстрировал, когда вместе с ним прибыл в правительственном лимузине из аэропорта к зданию канцлера Германии во время рабочего визита в эту страну. Это при том, что Сечин в официальную делегацию не входил.

Создание этой структуры – политический ход, PR, желание одного человека показать, что у него остались влияние и сила, а также, возможно, попытка навредить новому куратору – вице-премьеру Аркадию Дворковичу, рассуждает сотрудник одной из нефтяных компаний.

Нефтяным генералам и раньше ничего не мешало собираться – например, чтобы подписать коллективные письма, рассуждает он.

Представители нефтяных компаний не спешат комментировать инициативу трансформации клуба в президентский совет: от комментариев отказались представители «Лукойла», ТНК-ВР, «Башнефти», «Роснефти». Но менеджер «Роснефти» заверил, что именно руководители нефтяных компаний попросили Сечина возглавить их объединение: «Все понимают, что на рынке нет равных ему, ни у кого из руководителей нефтяных компаний больше нет такого авторитета и компетенции».

В правительстве спокойно восприняли маневр Сечина. Совет – нормальная форма, говорит высокопоставленный чиновник правительства, ведь по другим направлениям существуют советы президента, пусть будет и по ТЭКу: «Это движение в духе «открытого правительства». Полномочия правительства и Минэнерго не ущемляются, считает сотрудник Минэнерго: стратегические задачи и так всегда вырабатываются консолидированно.

Очевидно, что Сечин предпринимает очередную попытку переформатировать свое влияние, говорит заместитель гендиректора Центра политтехнологий Борис Макаренко. Однажды у него это получилось: он из личного секретаря превратился в контролера отрасли, вспоминает он. А то, что и без того мощное нефтяное лобби захочет формализоваться под президентской крышей, неудивительно – это обычные повадки российской элиты, считает Макаренко.