Аэропорт «Внуково» уже готовится взять кредит на инфраструктуру

Нежелание государства увеличивать инвестиции в развитие аэродромов Москвы заставляет «Внуково» залезать в долговую яму. А «Домодедово» не торопится финансировать госсобственность и ждет закона о концессиях
М.Стулов/ Ведомости

О том, что «Внуково» собирается занять 7 млрд руб., вчера объявил совладелец аэропорта Виталий Ванцев: 5 млрд будет потрачено на строительство второй очереди нового аэровокзала, а 2 млрд – на достройку перронов, находящихся в госсобственности. Еще 1,5 млрд руб. на развитие аэродромных объектов «Внуково» собирается занять в 2013 г., отметил Ванцев.

Однако пару месяцев назад аэропорт планировал занять только 4–5 млрд руб. Но государство решило не увеличивать траты на строительство московских аэродромов, а расходы на реконструкцию полос и перронов выросли, объясняет Ванцев. Бюджет будет выделять ровно столько, сколько предусмотрено ФЦП «Развитие гражданской авиации», заявил в мае новый министр транспорта Максим Соколов. Задачей министерства он назвал привлечение инвестиций со стороны. По ФЦП на «Внуково» предусмотрено выделение 7,5 млрд руб., и все они потрачены в 2011 г. на удлинение полосы; госинвестиции в «Шереметьево» запланированы на уровне 22,4 млрд руб., «Домодедово» – 14,9 млрд (для обоих – до 2015 г.).

Договор о соинвестировании с государством «Внуково» планирует заключить в ближайшее время, говорит Ванцев. Кредит его аэропорт планирует взять под залог терминалов. Кредитором скорее всего выступит Банк Москвы, которому «Внуково» уже должно 5 млрд руб., говорит топ-менеджер (представитель банка от комментариев отказался). Возврат средств, вложенных в госсобственность, может быть осуществлен, например, за счет освобождения от арендной платы за госимущество, добавляет Ванцев.

Обеспечение столь крупного займа – непростая задача, но выполнимая, продолжает топ-менеджер: аэропорт планирует в этом году увеличить пассажиропоток на 25% до 10 млн человек. «Внуково» не публикует консолидированные результаты. Но выручка ОАО «Внуково», которое строит терминал, за 2011 г. составила 2,5 млрд руб., долг – 5,7 млрд. С такими показателями брать еще 7 млрд руб. крайне рискованно, констатирует аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. А освобождение от арендной платы – малое подспорье, продолжает эксперт. За 2011 г. аэропорт заплатил государству порядка 79 млн руб., сообщил представитель «Внуково». Правда, Ванцев напоминает, что у «Внуково» есть и ТЗК, но сколько он приносит – не раскрывает.

Не все аэропорты пошли на условия Минтранса. «Домодедово», которому на реконструкцию аэродрома не хватает 14,6 млрд руб., не торопится заключать инвестсоглашение с Минтрансом, пока не будет проработан механизм концессии для аэродромов. Такая позиция сохраняется, говорит представитель аэропорта. Соколов в мае обещал проработать поправки. Они готовятся, говорит сотрудник Минтранса, не уточняя детали. Государство просит «Шереметьево» вложить порядка 18 млрд руб., напоминает близкий к аэропорту источник, но эти деньги потребуются лет через пять.