«Мостотрест» хотел бы строить дороги и управлять инфраструктурой

«Мостотрест», совладельцем которого является семья Ротенбергов, нашел пример для подражания. Он хотел бы не просто строить дороги, но и управлять инфраструктурой, как это делает французская Vinci

ОАО «Мостотрест»

Строительная компания. Основной акционер: Marc O'Polo Investments – 38,6% (ее основные бенефициары – Игорь и Аркадий Ротенберги, 68,5%). Капитализация – 54,2 млрд руб. Портфель заказов – около 300 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, первое полугодие 2012 г.): выручка – 45,7 млрд руб., чистая прибыль – 1,8 млрд руб.

«Мостотрест» видит себя интегрированным поставщиком инфраструктурных решений, таким как международный концерн Vinci, сообщил «ВТБ капитал» по итогам встречи топ-менеджеров компании с аналитиками. Масштаб компаний несопоставим (см. врез), но «Мостотрест» стремится к той же модели, занимаясь диверсификацией бизнеса, рассказала аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова.

Долгосрочная стратегия «Мостотреста» – стать интегрированной компанией, не только осуществляющей строительство инфраструктуры, но и реализующей концессионные проекты, подтверждает представитель компании. Примером подобной бизнес-модели является компания Vinci, добавляет он.

Пока основным источником доходов «Мостотреста» является строительство дорог и мостов, отмечает Сахнова, рентабельность первого бизнеса – 10%, второго – до 25%. И диверсификация бизнеса – правильная цель, отмечает аналитик. Например, у «Мостотреста» нет собственной компании в секторе строительства тоннелей; в итоге приходится делиться доходами с субподрядчиками. Между тем рентабельность в тоннелестроительстве может доходить до 25%, говорит Сахнова. По итогам полугодия 2012 г. доля субподрядчиков в общем объеме работ «Мостотреста» выросла с 41% (14,6 млрд руб.) до 45% (20,1 млрд руб.).

«У нас есть опыт самостоятельного строительства тоннелей открытым способом, – уточняет представитель «Мостотреста». – Есть опыт управления проектами, где строительство тоннелей осуществляется закрытым способом, например на Курортном проспекте в Сочи или метро в Нижнем Новгороде. Таким образом, мы получаем экспертизу и наращиваем ее, чтобы в будущем, если такой опыт будет востребован, быть готовыми». Также у компании есть интерес к управлению проектами и она будет стремиться расширять свое присутствие в этом сегменте, добавляет собеседник.

Среди крупнейших проектов «Мостотреста» – строительство платного обхода на новой трассе Москва – Санкт-Петербург (компания будет строить, содержать, ремонтировать и эксплуатировать дорогу на платной основе в течение 22,5 года). Другой проект на той же трассе (участок выхода из Москвы) реализует Северо-Западная концессионная компания, которая принадлежит Vinci и структурам российских акционеров группы «Н-транс» и Аркадия Ротенберга. А в рамках СП «Мостотреста» и австрийской Kapsch TrafficCom получен контракт на 10 лет на содержание 408 км дороги М4 «Дон».

Опыт Vinci в управлении инфраструктурой накапливался годами – чтобы «Мостотрест» мог достичь этого уровня, ему нужно просуществовать еще лет десять, замечает сотрудник международной инфраструктурной компании. К тому же Vinci работает на различных рынках и зависит лишь от экономической конъюнктуры, продолжает он, а российские строители часто оказываются зависимыми от политических факторов. Наконец, чтобы «Мостотрест» мог стать второй Vinci, в России как минимум должна быть соответствующая инфраструктура, заключает собеседник «Ведомостей».-