ФАС оштрафовала РЖД более чем на 2 млрд руб.

Грузоотправители пожаловались антимонопольщикам, что грузоперевозки с РЖД после выделения ПГК и ВГК стали дороже и хуже
Е.Кузьмина/ Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оштрафовала ОАО "РЖД" на 2,24 млрд руб. "за злоупотребление доминирующим положением по статье 14.31 КоАП", следует из сообщения на сайте ФАС.

Дело в отношении РЖД было возбуждено по жалобам десятков хозяйствующих субъектов, "девяти отраслевых объединений грузоотправителей, целого ряда органов исполнительной и законодательной власти, органов прокуратуры", говорится в релизе. Все они указывали на значительное удорожание железнодорожных перевозок при ухудшении качества транспортных услуг.

"Нарушение антимонопольного законодательства стало следствием неисполнения ОАО «РЖД» вступившего в законную силу предписания, выданного еще при создании Первой и Второй грузовых компаний (ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК»)", - отмечает ФАС. Суть предписания заключалась в том, что при дефиците вагонов РЖД должна была сама привлекать недостающий подвижной состав - компания обязана перевозить все предъявленные ей грузы по утвержденным государством тарифам, а как она с этим справится - ее дело.

Вместо этого в 2010-2011 гг. РЖД стала работать с дочерними операторскими компаниями по агентской схеме. "В результате ОАО «РЖД» перестало надлежащим образом отвечать за обязанность перевозчика по предоставлению подвижного состава, при фактическом избытке вагонов на рынке сложился недостаток их предложения, вагонная составляющая перевозки во многих случаях выросла до двух раз, а рост стоимости перевозки – до 30% и более. Для крупных грузоотправителей доступность услуг (степень удовлетворения заявок) снизилась с 90 до 60%, а для малого и среднего бизнеса – с 75 до 35%", - пишет антимонопольная служба.

Ситуация улучшилась в 2012 г., признает ФАС, но не благодаря усилиям РЖД (в настоящее время ОАО «РЖД» обжалует решение и предписание по антимонопольному делу в суде), а благодаря постановлению правительства от 20.12.2011 г. Но отдельные нарушения антимонопольного законодательства продолжаются, указывает ФАС. "Полагаем, что кардинальному улучшению ситуации будет способствовать исполнение в полном объеме поручения президента РФ, данное на совещании в Кемерове в части создания коммерческой инфраструктуры на железнодорожном транспорте", - отметил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

Реакция РЖД

РЖД намерена обжаловать штраф в Арбитражном суде Москвы. Этот суд в августе признал недействительными прежнее решение и предписание ФАС. "ОАО "РЖД" считает, что принуждение компаний, ставших собственниками вагонов, предоставлять вагоны по регулируемым ценам в качестве вагонов инвентарного парка перечеркнет уже принятые и выполненные государственные решения по выводу инвентарного парка из регулируемого сектора", - говорится в сообщении монополии.

"Фактически после исполнения требований государства по реформированию ФАС привлекает компанию к ответственности. ОАО "РЖД" уверено, что привлечение к ответственности правительственным органом, каковым является ФАС, государственной компании за исполнение государственных же требований по отраслевому реформированию перевозок грузов является, бесспорно, необоснованным и неправомерным", - отмечает компания.

История вопроса

ФАС возбудила дело в отношении РЖД и ее «дочек» — ПГК и ВГК - в сентябре 2011 г. после жалоб грузоотправителей, но виновной была признана только РЖД. ФАС намеревалась наложить на монополиста оборотный штраф, который согласно КоАП может составлять 1-15% выручки от соответствующего вида деятельности на конкретном товарном рынке. Если брать за базу штрафа оценку в 1,1 трлн руб. суммарных доходов РЖД от грузовых перевозок в 2011 г., а за верхнюю планку по КоАП 2% общей выручки, штраф мог бы составить 11-30 млрд руб. Таким образом, из размера штрафа, наложенного ФАС, следует, что РЖД перевозила с нарушениями антимонопольного законодательства не более пятой части грузов.

В 2007 г. была создана ПГК, в 2010 г. — ВГК. Им отошла большая часть парка РЖД. ФАС обязала все три компании разработать регламент, обеспечивающий предоставление вагонов всем без исключения грузовладельцам. В идеале РЖД при наличии заявки на грузоперевозку должна обратиться ко всем операторам с предложением предоставить вагоны, а при отказе обязать ПГК и ВГК предоставить подвижной состав по регулируемым государством тарифам. Но по действующему регламенту «дочки» РЖД могут отказать грузовладельцу.